Провокация Выпуск #37

27 января 2024, 17:00

С.НАСИБЯН: Ну, что же, вечер, суббота, «Провокация», «Маяк» и с вами Сергей Насибян, ведущий этого прекрасного шоу, если по-другому нельзя было бы сказать, наверное, даже.

Итак, что же, мы здесь с вами собираемся исключительно для того, чтобы обсудить те самые обстоятельства, ситуации, в которых оказались наши смелые радиослушатели, у которых хватает, правда, мужества позвонить, рассказать и, самое главное, услышать.

Я, конечно, психолог, но я никого здесь не лечу, потому что я считаю, что все мы достаточно в этом смысле здоровы, для того чтобы самим научиться справляться. Моя задача задавать вопросы. Когда этот вопрос, так сказать, срабатывает, то человек уже сам найдет в себе и силы, и возможности, и ресурсы, и выходы, ну, в общем, все у всех получится, я надеюсь.

Очень мне приятно, когда нам звонят после того, как у человека произошли какие-то изменения, рассказывает какие-то другие истории, это приятно. Но самое важное, что, друзья, я знаю, что у вас это работает, потому что вы пишете мне, пишете в моих социальных сетях, в Telegram, в моем Telegram-канале мне пишут часто. Где, кстати говоря, очень много чего можно почитать и послушать. А, самое главное, там же можно найти форму, через которую вы запишитесь на нашу программу.

Но, несмотря на все на это, друзья мои, я не забуду вам сказать о том, что звоните прямо сейчас в прямой эфир или пишите, мне очень-очень нужны ваши вопросы, потому как меня давно не было. Я был в отъезде, набрался сил, вдохновения и, знаете, так врываюсь в рабочие будни. Поэтому пишите, звоните, обязательно с вами поболтаем.

Не забывайте еще про такую возможность принять участие в записи видеоподкаста «Провокация». Форму для этой записи вы найдете в разделе «Маяка» на сайте «Смотрим», для того чтобы редакторы с вами связались. И уже прямо в ближайшее, 5-го числа, по-моему, у нас запись стоит, так что записывайтесь скорее и будете участвовать в видеоподкасте.

Ну, что же, а у нас есть звонок. Здравствуйте.

ЕЛЕНА: Здравствуйте, Сергей. Даже не ждала, что попаду в эфир.

С.НАСИБЯН: Ну, видите, попали.

ЕЛЕНА: Очень приятно, да, волнительно. Простите, буду немножко переживать.

С.НАСИБЯН: Волнуйтесь, конечно. Только представьтесь, пожалуйста.

ЕЛЕНА: Меня зовут Елена, 46 лет.

С.НАСИБЯН: Очень приятно.

ЕЛЕНА: Замужем, двое детей. Вопрос у меня будет такой. Как прекратить бегать по замкнутому кругу в поисках себя и своего предназначения? Ну, да, он избитый, наверное.

С.НАСИБЯН: Нет, вы знаете, я улыбнулся и засмеялся, потому что прямо буквально недавно я отвечал как раз на этот вопрос. Только что, рассказывая про свои Telegram-канал и все остальное, там такой был видеоответ. Вы знаете, самый простой ответ на этот вопрос, который я там дал, в общем-то. То есть искать себя это то же самое, что искать ключи. Надо вспомнить, где вы видели себя в последний раз.

Давайте, я вот сегодня искал ботинки, не нашел, надо признаться, попросил супругу, чтобы пока я буду в эфире она их нашла. Но делал я ровно то же самое. Я стоял посреди квартиры, как любой мужчина растерянный и вспоминал, где я их видел последний раз. Давайте, Лен, с вами поговорим о том, а где вы в последний раз себя видели, когда вы чувствовали, что вы находитесь на волне, наверное, так вот, своей миссии или своего предназначения?

ЕЛЕНА: Я часто вспоминаю, я не раз об этом думала. Мне было 16-17 лет, это был такой сумасшедший подъем, я занималась спортом, я нравилась мальчикам, я училась и весна, солнце, хорошо одетая, мне это очень нравилось. Я помню вот это состояние, когда исполняются желания просто от одной мысли. Я хорошо это запомнила. У меня эта картинка…

С.НАСИБЯН: Расскажите про состояние это, Лен, что вы чувствовали тогда?

ЕЛЕНА: Это солнце внутри, энергия. Ну, сказать, что это чистая любовь, нет, это что-то большее. Это я могу все и всю не есть, это и есть, и будет, и было, это вот, ну, такое всеобъемлющее. И самое главное счастье, наверное, это состояние, да, состояние счастья, наверное, так можно описать. Ты все можешь, ты всех любишь, тебя любят.

С.НАСИБЯН: А вот, если попробовать в это время, вот в эту картинку задать себе вопрос, а зачем, вот зачем вы живете вот в этот момент? Как бы вы ответили?

ЕЛЕНА: Я что-то даю, я отдаю, я не могу понять сейчас, что, но я отдаю.

С.НАСИБЯН: А не надо понимать. Вы очень правильно отвечаете. Смотрите, в этот момент вы отдавали, что-то отдавали, не важно, что, но вы что-то отдавали.

ЕЛЕНА: Да, да, да.

С.НАСИБЯН: И вот вы сейчас даже не можете уловить, что вы отдавали, и вы не сможете, с большой долей вероятности не сможете. Но зато вот это ощущение, что вы своим присутствием, своей жизнью делаете этот мир лучше кому-то одному, а, может быть, тысячам людей, а, может быть, всем, всем, всем вообще людям. И еще очень важный момент. Вот то, как вы описываете это состояние, оно очень похоже на такую, знаете, взаимозависимость. Не созависимость, а именно, взаимозависимость, когда всепроникаемость такая, то есть как будто вот весь мир это и есть я.

ЕЛЕНА: Да, да, совершенно верно.

С.НАСИБЯН: Отлично, отлично. А теперь тогда скажите, чего вам сейчас не хватает, для того чтобы ровно так же чувствовать себя?

ЕЛЕНА: Всего, наверное. Ну, вот сейчас это полная противоположность, это вообще другая планета.

С.НАСИБЯН: Прилетели-то вы на нее.

ЕЛЕНА: Да, конечно, да, самостоятельно.

С.НАСИБЯН: Ну, расскажите. Ну, давайте, вот чего не хватает сейчас, Лен?

ЕЛЕНА: Вот этого ощущения, я не могу себе позволить. Я постоянно все обесцениваю и как будто все это уже не нужно, и все это детские игрушки. Чего не хватает еще? Не хватает свободы, конечно. Ответственность перед семьей, детьми, родственниками и так далее.

С.НАСИБЯН: Я вам открою секрет, Лен, ответственность это и есть высшая степень свободы.

ЕЛЕНА: Да, об этом тоже думала. Но еще не поняла.

С.НАСИБЯН: Когда мы берем ответственность за что-либо, мы перестаем зависеть от этого. Мы начинаем на это влиять.

ЕЛЕНА: Да.

С.НАСИБЯН: Наша жизнь подразделяется на два конфликтующих между собой контекста, в которых мы находимся. Вы, наверное, слышали там про треугольник Карпмана, например…

ЕЛЕНА: Да.

С.НАСИБЯН: Который, он, правда, подразделяет на три – жертва, преследователь, агрессор. А при всем моем уважении к Карпману и как бы к транзактному анализу, слишком частое упоминание этого треугольника обесценило сам по себе этот инструмент. Но я подразделю на две. Вот смотрите, один как бы контекст, вот представь те себе, что такая единство и борьба противоположностей, сейчас мы с вами так погрузимся немного в диалектику.

ЕЛЕНА: Единство и борьба противоположностей.

С.НАСИБЯН: Единство и борьба противоположностей. Хотите, как инь и ян представьте себе эту картинку. И вот есть два контекста, один вытекает из другого. Один из которых называется «влияние», то есть то, на что мы влияем. А второй называется «заботы», то, на что мы не влияем, но что должно, что будет влиять на нас априори.

Вот, например, берем из забот. Вот мы, например, берем из забот, я не знаю, давайте представим себе, что вы должны выносить мусор ежедневно дома. Ну, давайте, наверняка вы это делали, я думаю, что уже дети взрослые, и они это делают, надеюсь.

ЕЛЕНА: Делают.

С.НАСИБЯН: Ну, я вижу, откуда вы мне звоните и, надеюсь, что там, да, все строго. И соответственно, вот представьте себе, что нет никаких детей, есть только вы, и вот вы должны выносить мусор. Не важно при этом при всем, никто, кроме вас этот мусор не должен выносить, только вы. Все остальные должны только мусорить. И, если вынос мусора становится заботой, представляете, как он будет вас удручать и в какое уныние может ввергнуть вас просто одна простая забота – выносить мусор?

ЕЛЕНА: Так это вот сейчас моя жизнь из этого и состоит.

С.НАСИБЯН: Я угадал.

ЕЛЕНА: Да. Так все, ради чего все это делается, сейчас, ну, просто хочу покусать и испепелить.

С.НАСИБЯН: Супер. Ну, давайте мы всю жизнь не будем сейчас рассматривать, чтобы просто вы смогли с этим работать вот сейчас со мной. А мы берем про мусор.

А теперь представьте себе, что вы выбираете, берете, осознанно берете ответственность за то, что мусор в доме будете выносить только вы, никто кроме вас, и только вы знаете, как правильно выносить этот мусор, как его выносили наши предки, я не знаю, как завещано, хотите, Лениным, хотите, упанишада, хотите, Библией, где угодно. Вот как будто вы хранитель выноса мусора. Вы единственная, кто знает эту тайну, и вы прошли посвящение в храме Исиды где-нибудь в древнем Египте, и вот это значение масонское хранится только у вас. Представьте себе, как вы будете выносить мусор с сегодняшнего дня, Лен.

Попробуйте поиграть в эту игру, вы удивитесь. Я знаю, я, правда, знаю, что это очень сложно. И я предлагаю вам начинать с очень маленьких вещей.

ЕЛЕНА: У меня еще момент, простите, я обесцениваю, я, если я обесцениваю свои достижения, я обесцениваю то, чем увлекаюсь, занимаюсь. Ну, якобы это все бирюльки. И когда я берусь вот за такую ответственность, допустим, или беру на себя ответственность, во-первых, это страх панический.

С.НАСИБЯН: Конечно.

ЕЛЕНА: И, естественно, мне легче как-то отступить так вот.

С.НАСИБЯН: Конечно, да потому что вы не выбираете это. Вы это делаете, потому что так случилось, понимаете.

ЕЛЕНА: Да.

С.НАСИБЯН: Вы находитесь, вы становитесь жертвой этих обстоятельств, потому что вы находитесь вследствие каких-то причин, а причины вы не помните. А, знаете, я вам скажу такой прекрасный анекдот, два даже, наверное, один притча, один анекдот. Анекдот старый советский, когда, значит, журналист молодой закончил журфак, ну, и, естественно, будучи вдохновленный своей властью, так сказать, журналистики, он решил взять интервью у кого-нибудь из сотрудников секретного завода по производству ракет. И вот он приезжает, естественно, его не пускают никуда дальше проходной. Он пытается хоть с кем-нибудь поговорить, с ним никто не разговаривает, все выходящие отворачиваются, отмахиваются, они все секретные сотрудники, хранители этих секретов и тайн. Соответственно на проходной не разговаривает с ним даже охранник.

И тут моет полы шваброй в сером старом халате уборщица. Он говорит – скажите, пожалуйста, а вы работаете здесь? Она говорит – ну, конечно, здесь, а где я еще работаю. Он говорит – ого, интересно как, скажите, пожалуйста, а что вы здесь делаете? Она говорит – что, что, ракеты строим. Это старый советский анекдот, понимаете.

ЕЛЕНА: Да.

С.НАСИБЯН: Она не полы мыла, она мыла не полы.

ЕЛЕНА: Она причастна.

С.НАСИБЯН: Она мыла не полы, она строила ракеты. И есть хорошая в этом смысле, ну, это такой анекдот, а есть притча про то, как три человека кладут кирпич. И подходит путник и спрашивает у одного – что ты делаешь? Он говорит – что я делаю, видишь, кирпичи кладу. Он второго спрашивает – что ты делаешь? Он делает ровно то же самое. Он говорит – стену, вот видишь, возвожу стену. Он у третьего спрашивает – что ты делаешь? Он говорит – храм строю.

Это к вопросу про обесценивание. Обесценивание это когнитивный процесс, и у него есть не только причины, по которым вы это делаете, у него есть выгоды, и вы их назвали. Таким образом, вам проще не делать, вам проще объяснять себе, почему не получилось, Лен.

ЕЛЕНА: Понимаю.

С.НАСИБЯН: Мы с вами сейчас разговариваем, нас слушают тысячи людей, и я уверен, что им это тоже будет полезно. И поэтому я прямо вот настоятельно вам предлагаю взять один, какой-то один элемент из вашей жизни из категории заботы, на который вы не можете повлиять, и перенести его в категорию влияния.

Представьте, еще раз, себе, что это просто вынос мусора, сделайте из него самый важный таинственный ритуал вашей жизни, о тайне которого знаете только вы. Вот это станет, я понимаю, как это может звучать обидно, это станет вашим предназначением. Но зато ту энергию, которую вы получите в результате того, что вы это предназначение реализуете, вот эту энергию вы уже сможете направить на все остальные элементы вашей жизни.

ЕЛЕНА: Неужели так просто?

С.НАСИБЯН: Это, правда, просто.

ЕЛЕНА: Да, попробую.

С.НАСИБЯН: Потому что…

ЕЛЕНА: Я сегодня попробую.

С.НАСИБЯН: Потому что все, что мы усложняем, не делает нас счастливыми, Лен.

ЕЛЕНА: Я практически всегда усложняю, ну, вот есть такая беда.

С.НАСИБЯН: Ну, это, потому что у вас есть неимоверная привычка не быть счастливой.

ЕЛЕНА: Угу.

С.НАСИБЯН: Бросьте, бросьте это. Это, как курить, бросьте курить, просто перестаньте курить и все. Не курите, понимаете. Когда люди у меня спрашивают, как перестать курить, я, как человек, который, я считаю себя курящим, хотя там, возможно, в сравнении с кем-то я совершенно не курящий человек, потому что делаю это крайне редко и так далее, но делаю это много лет. И когда у меня спрашивают, говорят, а как не курить? Я всегда говорю – друзья мои, смотрите, гораздо сложнее курить.

ЕЛЕНА: Да, да.

С.НАСИБЯН: Не курить намного проще. Но люди говорят «это сложно» только для того, чтобы этого не делать. Быть счастливым просто, Лен. Попробуйте прямо вот с сегодняшнего дня взять из элементов ваших забот и перевести это в категорию вашего влияния, и сделайте это самым лучшим образом, каким только можете.

ЕЛЕНА: Сергей, а, если мешает голос из прошлого? Вот хорошо, понятно, вот эта привычка не быть счастливой, а все время мешают призраки, которые говорят, что так делать не нужно, это плохо, так у тебя не получится, это неправильно, так ты пользу не принесешь и так далее. Это все время. Это тоже уровень привычки, наверное?

С.НАСИБЯН: Ну, во-первых, это уровень привычки. Во-вторых, зачем вы с ними разговариваете? Ну, пусть они разговаривают, вам-то зачем?

ЕЛЕНА: Но это, как опыт.

С.НАСИБЯН: Это опыт, но опыт бывает разный. Для того чтобы это стало вашим опытом, вы должны были получить результат, этот результат присвоить, интегрировать его в свою, так сказать, систему перцепции или восприятия мира и тогда это становится вашим опытом. И вам необходим новый опыт, безусловно, Лен, да, в 46, так бывает.

ЕЛЕНА: Да, конечно, он там есть.

С.НАСИБЯН: Не важно, в каком возрасте вы решаете становиться счастливой, правда. Просто станьте.

ЕЛЕНА: Услышала.

С.НАСИБЯН: Хорошо. Звоните. Попробуйте это поделать пару, тройку недель, через пару недель просто наберите или напишите мне.

ЕЛЕНА: Благодарю.

С.НАСИБЯН: Вам спасибо большое.

ЕЛЕНА: Да, обязательно.

С.НАСИБЯН: Всего хорошего, до свидания.

ЕЛЕНА: Всего доброго.

С.НАСИБЯН: Я понимаю, что это может казаться слишком простым, но я глубоко убежден в том, что несчастными нас как раз делают усложнения. Мы только что как раз говорили за границами эфира о том, что я научился, и это одно из моих самых важных, наверное, привычек, я научился все подразделять на части, ничто не воспринимать целым. Вот до тех пор, пока ты можешь это делать, это надо делать. И когда вы подразделяете на части причины, например, нашего невроза, наших страданий, не важно, эти причины, вдруг вы обнаруживаете, что, оказывается, а их и нет, их просто нет.

И еще одно мистическое совпадение. Мы только что говорили о фильме, который я порекомендую, и сейчас пишут: «Добрый вечер. Подскажите, как бороться с завистью?». Я хочу, чтобы вы сейчас это просто запомнили. Смотрите, фильм, который я порекомендую в конце, и вопрос – подскажите, как бороться с завистью, пишет нам Марина. И мне интересно, угадаете вы, что за фильм я порекомендую или нет. Посмотрим. Ну, сегодняшний вечер становится уже прямо веселым.

Ну, что же, мы продолжаем, это шоу «Провокация» на «Маяке», а я Сергей Насибян, его ведущий, психолог, коуч, психотерапевт, путешественник, говорят, даже писатель. Недавно вышла моя книжка, и, казалось бы, отличный предмет для гордости. Мы ее написали вместе с моей хорошей подругой, литератором, ну, написали книжку.

Я очень был, наверное, даже горд, когда видел ее на полках магазинов книжных, и даже вспоминал свою учительницу Валентину Васильевну киевскую, которая преподавала у меня в детстве русский язык и литературу, которая время от времени мне говорила, что я тупой, мягко выражаясь. Правда, она меня любила, безусловно, но это же была советская школа и так далее.

Но тут, как назло решил перечитать Льва Николаевича Толстого и понял, что был прав. Помните, в фильме, по-моему, «Я иду, шагаю по Москве» герой Басова, который играл полотера, но его принял за писателя известного один из главных героев, и он с таким умным видом говорит – а ты знаешь, как говорили древние, если можешь не писать, не пиши. Это к вопросу, это я все отвечаю про зависть.

Зависть, как бороться с завистью. Друзья мои, давайте, во-первых, сразу поймем, что ни с чем бороться не надо. Зависть нужно научиться проживать во всех ее аспектах. У зависти очень много полезного. Хотя я соглашусь с Александром Розенбаумом, он в одном из своих стихотворений написал прекрасные строки – не может зависть быть бела, коль не приносит людям счастья. Я с ним здесь полностью солидарен. Я не верю в белую зависть, имейте в виду, при этом при всем я утверждаю, что у зависти есть очень много пользы, которую она может принести.

суфии утверждали, что, у зависти есть несколько элементов, с ней можно работать по-разному. Я, мне больше всего понравился суфийский такой подход в одном из, если я правильно сейчас формулирую, Накшбандийских орденов суфийских. Не вспомню сейчас того имама, который, шейха, который это говорил, у кого я это и прочел, он говорил это так, что зависть это, в общем-то, состояние, в котором мы способны видеть удивительное всемогущество Всевышнего, ну, дарующего просто не тебе.

Вот есть у человека что-то, чему вы завидуете, а можно через это увидеть величие Бога. Ну, это же прекрасно, ну, это же, правда, прекрасно. И тогда ты будешь радоваться, что у тебя есть зависть, потому что ты жив и у тебя все хорошо.

Ну, что же, у нас есть звонок. У нас очень много вопросов, но есть звонок. Здравствуйте.

АННА: Здравствуйте, Сергей. Меня зовут Анна, мне 25 лет.

С.НАСИБЯН: Очень приятно.

АННА: У меня одновременно вопрос о развитии и одновременно денежный вопрос. В течение 7 лет выбираю работу с низкой зарплатой, где будет минимальное количество обязанностей. Максимум заработка всегда был 60 тысяч рублей. Дальше боюсь, не иду, хотя я понимаю, что я умная, умею думать логически, генерировать идею, законченное высшее образование, переподготовка. Несколько раз даже предлагали повышение, но к тому времени я уже увольнялась. То есть как бы я, получается, хочу, но не иду.

С.НАСИБЯН: А давайте, Аня, попробуем с вами поговорить немножко в другом контексте. Давайте мы поговорим в контексте того, что хотите вы ровно то, что у вас есть.

АННА: Да. Я тоже по поводу этого задумывалась.

С.НАСИБЯН: Так, значит, давайте, вы хотите неистово прямо сейчас вот, попробуйте мне рассказать, как неистово вы хотите зарабатывать максимум 60 тысяч рублей.

АННА: Я так хочу зарабатывать 60 тысяч рублей, чтобы мне минимально хватало на жизнь, и чтобы, в принципе, мне больше ничего не хотелось желать.

С.НАСИБЯН: Так, а что вы получаете вместе с этим, вот когда вы получаете свое желание реализованным? Вот 60 тысяч рублей, вот прямо хотите-прехотите прямо.

АННА: Спокойствие. Что больше дергаться никуда не надо.

С.НАСИБЯН: А теперь представьте себе 600 тысяч рублей.

АННА: Ой, нет, спасибо.

С.НАСИБЯН: Вот именно. Поэтому я и говорю, Ань, конечно же, вы хотите зарабатывать 60 тысяч рублей. Это вот вообще уникальная штука. Что-то прямо вот Лев Николаевич Толстой не выходит из головы. В этом смысле у него есть такая тоже, я не помню, где, но у него есть замечательная такая фраза, что счастлив не тот, кто имеет все, что хочет, как тот, кто хочет все то, что он имеет. То есть, представляете, да, ваши 60 тысяч рублей, они могут стать примером, как сказать, они могут стать причиной вашего счастья.

АННА: Да.

С.НАСИБЯН: Пока они становятся причиной вашего покоя. Но только, Анют, покой и слово «покой» не просто так однокоренные, вот, в чем дело.

АННА: Да, понимаю, в чем.

С.НАСИБЯН: И вы не живете.

АННА: Я поняла. Ощущение, что, но это уже с другим связано. Как будто бы умерла пять лет назад, когда попала в аварию.

С.НАСИБЯН: Вот видите, как, прекрасно, что вы сами сейчас это увидели.

АННА: И сегодня ровно пять лет, как это случилось. И сегодня, и в этот день погиб мой отец.

С.НАСИБЯН: Вы были вместе, да?

АННА: Да. И сегодня я к нему ездила, и я впервые почувствовала и поблагодарила его за то, что я осталась жива.

С.НАСИБЯН: А еще я попрошу вас, Ань, это очень важно, вы ездили не к нему.

АННА: Я ездила к себе?

С.НАСИБЯН: Вы ездили на кладбище.

АННА: Да.

С.НАСИБЯН: Там его нет.

АННА: Но там же лежит его тело.

С.НАСИБЯН: Вам лучше не видеть, что там лежит.

АННА: Ну, я примерно представляю, что там.

С.НАСИБЯН: Ну, тогда вам любой скелет подойдет. Он в вашем сердце, да. Он в вашей памяти, да. Но не там. И вот отпустите это. Соблюдайте все традиции, которые положены, совершайте все обряды, которые существуют в вашей семье согласно памятованию об усопшем. Но его там нет, он в вашем сердце. Туда обращайтесь. Для этого никуда не надо ездить. И заберите себя с того кладбища, на котором вы пять лет уже чувствуете себя виноватой.

АННА: Я поняла.

С.НАСИБЯН: И не надо больше, правда, обещать ему не жить, дабы с ним разделить эту участь. Вы остались и только тот факт, что вы остались, дает вам, да не только вам, вы нужны, понимаете.

АННА: Да.

С.НАСИБЯН: Так вот идите и живите. И вообще дело не в деньгах, Ань. Деньги станут следствием вашей жизни.

АННА: Я знаю, что я не живу.

С.НАСИБЯН: Деньги станут следствием вашей жизни.

АННА: Да, я поняла.

С.НАСИБЯН: Спасибо вам за такой звонок. Спасибо вам.

АННА: Спасибо.

С.НАСИБЯН: Это всегда очень трогательно, когда так честно. Когда, правда, так честно. И спасибо большое Ане за такой звонок, и я уверен, что люди, сейчас нас слышавшие, пережили вместе с ней вот это осознавание, когда чувство вины за то, что ты остался жив, может лишить тебя жизни. Если вас это каким-то образом задело, если вас это тронуло, правда, попробуйте помыслить, помедитировать, если угодно, на слово «покой» и производное от него слово «покойник».

Вы знаете, очень большое количество людей похожи в этом смысле на такие, знаете, разговариваешь с человеком, а это просто кладбище несбывшихся надежд, не реализованных мечтаний, желаний. А, на самом деле, ведь это не сложно. Не обязательно же для этого там, я не знаю, в космос подниматься, бороздить океаны, нет. Простые маленькие желания. Помните, как в детстве очень хочется мороженого второго. Первое не так хочется, как второе. Потому что хочется второго. А тебе говорят – больше нельзя. Нельзя, а почему нельзя, непонятно.

А попробуйте два мороженого съесть и посмотреть, а что это такое, когда вы это делаете. Вот, что такое съеденное второе мороженое? Но не тогда, когда у вас лишний вес. Когда у вас лишний вес, не надо есть и первое.

Ну, что же, мне пишут, пишут в разных, так сказать, чатах. И вот пишут в Telegram: «Добрый день, Сергей Борисович». Как-то Борисович, ну, хорошо. «Я впервые обратилась за астрологическим гороскопом к специалисту с запросом о том, чтобы посмотреть возможные направления самореализации, моего предназначения. Я была очень сильно удивлена и заинтересована.

Астролог в разборе карты показала, что существует иррациональные убеждения и страхи, мешающие мне двигаться в сторону социума. В частности, я накладываю на себя ограничения, что я не имею права радоваться на всю катушку. Мне нельзя расслабляться, страшно себя презентовать, рассказывать о себе, запрещаю даже думать об истинных желаниях души. Соответственно я не могу адекватно ставить цели. Я всегда думала, что убеждения образовались в результате моего опыта жизненного, неудач в достижении желаемого».

Ну, теперь, судя по всему, по-другому думаете. «Верите ли вы, что существует программа, заложенная в моменте рождения планетами? Возможно ли преодолеть эти иррациональные страхи психотерапией и упражнениями? Как показывает мой опыт, я всю жизнь борюсь с этими страхами, и психотерапия, в том числе, мне не помогла. Может быть, есть более действенные методы? Большое спасибо за помощь».

Ну, во-первых, верю я в это или нет, не важно, потому что вы теперь точно в это верите. Вы точно верите, что психотерапия не может помочь. Вы прямо живой пример этого доказательства. Но смотрите… «Смотрите», это слово-паразит на радио. Послушайте, планеты есть, это очевидно, и они не могут не влиять. Но я не знаю, как они влияют. Спросите у меня, верю ли я в астрологию, я скажу – скорее, нет. Могу ли я ей пользоваться, я скажу – скорее, да. Все, что вы называете сейчас иррациональным, хотите, назовите это мистическим, все это будет лежать в вашем бессознательном. Я точно знаю, что с этим можно и нужно работать.

Более того, ведическая астрология, индийская астрология это инструменты, для того чтобы вы работали со своей психикой, а не планеты расставляли и не ждали какого-то парада Сатурна с Юпитером. Поэтому все зависит от вас.

Мы продолжаем. С вами Сергей Насибян, и я хочу вам напомнить о том, что вы можете прямо сейчас снять трубку и позвонить в прямой эфир или написать свой вопрос. Также, дорогие друзья, вы можете принять участие в записи видеоподкаста «Провокация». А для этого вам нужно зайти на сайт «Смотрим», пройти в раздел «Маяка» и оставить свою заявку. А тогда уже наши редакторы с вами свяжутся и вы звезда. Я всегда с восхищением, правда, и каким-то невероятным восторгом воспринимаю людей, которые настолько смелы, что это делают.

Что же, у нас вопросы. Пишет Алиса: «Добрый день. У меня есть проблема». Хорошо. «Когда начинаем встречаться с молодыми человеками…» Ну, «МЧ» тут написано, как хочу, так и читаю. «Маниакально начинаю следить за их бывшими». Так, извините, Алиса. «Сравниваю и завидую им, если они круче меня». Хорошо. «Успешнее. Слежу годами». Вы и, правда, маньяк. «Как только уходит молодой человек, то интерес к ним, девушкам, тоже пропадает». Понятно. «Головой понимаю, что прошлое прошлым, на отношения с молодым человеком это не влияет. Понимаю, что не норма. Как себе помочь? Спасибо».

Ну, во-первых, Алис, давайте так, это норма. Ну, в том смысле, что в этом нет патологии, если вы не сталкер. А, если вы сталкер, то по радио я вам не помогу. Теперь смотрите, все в порядке в том смысле, что вы это делаете по одной простой причине. Вам интересней чужая жизнь, чем своя.

Вот знаете, как люди мне говорят, задают мне вопрос – Сергей, почему людям так нужны слухи, почему они обсуждают других людей? Потому что своя собственная жизнь не интересна. Я не видел еще ни одного человека, живущего интересную жизнь, который бы обсуждал о том, кто в какую дверь не ту вошел. Вот, правда. Вот какая разница, зачем нужны все эти жизни, слежение за жизнями звезд и за всеми остальными? Просто для вас в этот момент эти девочки становятся звездами, и вы начинаете увлекаться их жизнью.

Алис, как себе помочь? Очень просто. Вот найдите какой-то способ собственного интереса. Ну, я не знаю, это может быть, что угодно, кройка и шитье, это может быть готовка, в чем вы будете превосходить себя ежедневно, на ежедневной основе. Это может быть салат, шуба, чего там, селедка под шубой.

Это моя мама, просто ей 80 лет, и она недавно, вот я приехал к ней недавно, она знает, как я люблю селедку под шубой, хотя я ее не ем, потому что это очень жирно и так далее. Прихожу, а она его улучшила так, что вместо селедки положила туда семгу. И смотрит на меня такая, типа – ну, как? Я говорю – так это же не тот салат, который я люблю. Ну, смотрите, 80 лет, а она все улучшается и улучшается. Поэтому помочь себе можно только в одном – то, на что вы будете направлять внимание, то и будет для вас важным.

Следующий вопрос. Алекса, видимо, девушка. «Здравствуйте, как перестать обижаться на партнера? Я понимаю, что становлюсь ребенком, требующим внимания. Мне остается его внимание только по вечерам перед сном, все остальное время у него свои дела. Надо ли мне переживать или отпустить ситуацию? Он же взрослый человек, любит меня, а я все равно дуюсь, как девочка».

Ну, Алекса, я не знаю, Александра, давайте буду называть вас Сашей. Александра, мне нравится в вашем вопросе тот факт, что вы сами же на него отвечаете. И первый элемент вашего ответа заключается в том, что вы понимаете прекрасно, что происходит. Конечно же, если у вас вообще возникает вопрос, надо ли мне переживать или отпустить, всегда отпустить. Вот вообще не важно, о чем. Если на секундочку у вас, ну, уже пришло, буду говорить.

В буддизме ады описаны таким образом, что ты там страдаешь, мучаешься, тебя там жарят, варят, режут на части черти всякие. Но там есть очень важный момент, там всегда есть подсказка, из него можно выйти, то есть это не вечное страдание с точки зрения буддизма. А для того, чтобы выйти из этого кипящего котла, надо понять, что ты его сам только что поджег там, ты его придумываешь. И вот это прозрение в момент, вот это прозрение ради чего там все страдают отпустить или переживать? Конечно, отпустить, всегда отпустить. Вот, если вы так ставите вопрос.

Но самое главное, что я бы хотел вам сказать. Вы задаете вопрос, как перестать обижаться на партнера. А уберите слово «на партнера» и сократите это предложение – как перестать обижаться не важно, на кого. Саша, это только про вас. Все ваши обиды только про вас. И всегда надо помнить, что у обиды нет позитивного исхода, она не делает ничего полезного.

Валентин: «Добрый вечер, Сергей Борисович. В моей жизни произошло событие, на которое я вынужден буду реагировать. У меня есть несколько вариантов, но один из них самый сложный, стоит как бы особняком, потому что он вызывает у меня панический страх, неуверенность, вплоть до того, что трясутся коленки. Может ли страх быть сигналом, что этот путь верный, и я должен через это пройти?»

Валентин, спасибо огромное за вопрос и это так важно. Я отвечу вам вот таким образом. Смотрите, страх абсолютно мы всегда можем благодаря Зигмунду нашему Фрейду подразделить на три части. Первая – это реальный страх, когда вы напуганы причиной, у вас есть страх опасаться за свою жизнь, это инстинкт и он очень важный. Второе – это страх, который является невротическим, невротичная тревога. И третий страх суперэго, о нем сейчас вообще не будем говорить.

Вот первый страх, если вы чувствуете, что есть опасность вашей жизни, всегда прислушивайтесь, потому что, благодаря этому мы выжили, как вид на Земле и заполонили эту планету. А второй, вот как раз второй невротического свойства, он как раз показатель того, что ваш путь верный, и вы должны через это пройти. А как отличить один от второго, я отвечу через буквально несколько минут, когда мы вернемся в эфир, только бы мне не забыть ответить на этот вопрос.

Ну, что же, продолжаем, дорогие друзья. У нас второй час нашей «Провокации» с психологом, которого, как говорят, вы заслужили.

Нам пишет Алекса вот: «Спасибо огромное за ответ. Очень рада вас услышать, скучала по вашим эфирам. Саша». Мне приятно, что я угадал, как вас зовут.

У нас есть вопрос, Екатерина Захарова, Санкт-Петербург. «Сергей, добрый вечер. У меня есть взрослый сын. Скорее, я чувствую вину за то, что развелась, когда ему было 3 года. Много работала, когда он был маленький. Ему сейчас 19, я оплачиваю ему учебу, он постоянно просит большие суммы денег, а я не могу ему отказать. Сейчас пришло письмо, что у него просрочка по кредиту. Первое, я захотела закрыть этот кредит, он на эту тему со мной не разговаривает, просто не берет трубку. Сейчас думаю, он же взрослый, должен сам отвечать за свои поступки, но внутри переживаю, что у него будут проблемы, плохая кредитная история. Это всего лишь один пример, таких, к сожалению, много».

Кать, вы будете переживать, это ваша материнская задача. И не выходит у меня из головы Лев Николаевич Толстой, черт возьми, ну, не выходит, правда. Читаю его сейчас, ну, там просто все абсолютно. И вот я буквально на днях читал разговор, когда сын графа Ростова, проигравший 43 тысячи рублей, пришел к отцу просить. Как описано эмоциональное состояние этого маленького подлеца.

Слушайте, ну, это сепарация, правда, Екатерина. Вы должны остановиться, потому что иначе это не остановится никогда.

У нас есть звонок. Здравствуйте.

РУМИЯ: Здравствуйте.

С.НАСИБЯН: Представьтесь, пожалуйста.

РУМИЯ: Меня зовут Румия.

С.НАСИБЯН: Да, вас слушаю, Румия, расскажите.

РУМИЯ: Вот у меня такой вопрос, если можно, даже такую преамбулу скажу.

С.НАСИБЯН: Давайте.

РУМИЯ: Из «Фауста» Гете. «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо». А у меня вот наоборот. У меня, как бы есть во мне такие две части, одна из них хочет благо, а вторая вечно совершает зло. То есть как будто бы, знаете, есть какая-то часть здоровая, которая хочет там, не знаю, просыпаться вовремя, засыпать вовремя, есть здоровую пищу, заниматься спортом и прочее. И, в принципе, я знаю, как надо, как правильно.

А потом получается так, что не в силах преодолеть какую-то там, ну, лень, не лень, ну, не знаю, какие-то (неразборчиво) внешние, я все равно делаю для себя не благо, а плохо. Не знаю, режим не соблюдаю или не делаю те действия, которые должна сделать. То есть как будто такое противостояние, как два голоса во мне. Знаете, как в той притче, которая о двух волках.

С.НАСИБЯН: Да, вообще такое ощущение, что вы там изнутри у меня разговариваете, вы меня сейчас прямо описывали. Чего, вы прямо меня описывали. Я сегодня утром проснулся, и одна моя часть соответственно говорила – надо идти на тренировку, а вторая говорит – да поспи.

РУМИЯ: Ну, понимаете, просто я знаю людей, которые встали, пошли и сделали. Вот почему…

С.НАСИБЯН: Это я, вы что, со мной проснулись? Это я. Но часть меня осталась спать, вот, в чем дело. Румия, ну, посмотрите, это же правда, так и будет и никогда не будет по-другому. Никогда не будет по-другому, в вас всегда будут эти две части. И здорово, что вы так легко апеллируете к «Фаусту» и так легко апеллируете к притче о двух волках индейской. Замечательно, значит, вы знаете ответы. Зачем вы кормите ту, которая делает вас несчастной?

РУМИЯ: Знаете, ну, как будто бы сил нет, как будто бы ресурса нет переломить себя. Ну, я уже пробовала и кнутом, и пряником, и уговорами, и, не знаю, самобичеванием, критикой внутри…

С.НАСИБЯН: Но не работает же?

РУМИЯ: Нет, не работает.

С.НАСИБЯН: Значит, это перестать надо делать. Давайте, значит, давайте, Румия, вам сколько лет?

РУМИЯ: 43.

С.НАСИБЯН: Отличный возраст для начинания новой жизни. Давайте, что бы вы хотели начать в понедельник?

РУМИЯ: Ну, ложиться вовремя. Ложиться так, чтобы, потому что сон это очень важный ресурс для меня.

С.НАСИБЯН: Почему вы разговариваете лозунгами?

РУМИЯ: Не знаю.

С.НАСИБЯН: Смотрите, что вы делаете сейчас, вы такая – ложиться вовремя. На этом можно было бы остановиться. Зачем вы мне продолжаете продавать Советскую власть по принципу ложиться вовремя это очень хорошо, сон это очень важно?

РУМИЯ: Я пытаюсь себя уговорить сейчас.

С.НАСИБЯН: Конечно, конечно. А теперь я внутри вас, Румия. И я и говорю о глупостях, которые вы делаете. Не вы глупая, смотрите, а глупости, которые вы делаете. Теперь давайте, продолжайте. Итак, вы хотели бы лечь вовремя.

РУМИЯ: Да.

С.НАСИБЯН: В понедельник.

РУМИЯ: Да, не только в понедельник. Хотела бы, чтобы это вообще было бы системой.

С.НАСИБЯН: Ну, с понедельника начать новую жизнь надо же, да, чего там.

РУМИЯ: Это очень звучит, очень безнадежно, даже не греет вообще нигде, честно говоря.

С.НАСИБЯН: Соглашусь. Понедельник, помните, что со мной сегодня, начинается в субботу. Давайте, а сегодня суббота, сейчас мы с вами понедельник замутим.

РУМИЯ: То есть сегодня, вы имеете в виду, что начать сегодня?

С.НАСИБЯН: Я этого не говорил, это сказали братья Стругацкие. Итак, что значит вовремя, Румия, сегодня?

РУМИЯ: Ну, это значит, что в 11 часов хотя бы.

С.НАСИБЯН: Сегодня в 11 вы будете уже в постели? Или сегодня в 11 вы будете уже спать?

РУМИЯ: Ну, в постели хотя бы. Честно говоря, не надеюсь на что-то сверхъестественное.

С.НАСИБЯН: Сейчас все будет.

РУМИЯ: Я просто столько ставила, столько разных ставила этих целей, столько писала этих планов, что просто такая безнадега уже…

С.НАСИБЯН: Нет, ну, подождите, ну, что же вы тоже, зачем вы лишаете меня чудотворства? Я сейчас делаю пасы, как Алан Чумак и говорю, что я работаю с вами, я заряжаю вас на сон. «Вижу тебя, работаю с тобой», – Кашпировский говорил. Давайте, Румия, смотрите, во сколько вы вчера легли?

РУМИЯ: Ну, где-то в час.

С.НАСИБЯН: Во сколько вы позавчера легли?

РУМИЯ: Где-то в 2.

С.НАСИБЯН: Во сколько вы встали сегодня?

РУМИЯ: Сегодня выходной, поэтому в 11.

С.НАСИБЯН: Румия, вы меня слышите?

РУМИЯ: Да.

С.НАСИБЯН: Вот смотрите, я теперь живу внутри вас, и я задаю вам очень тупые вопросы. Я вас спрашивал про выходной?

РУМИЯ: Нет.

С.НАСИБЯН: А зачем сказали?

РУМИЯ: Для того чтобы объяснить, почему сегодня я, например, сегодня я выспалась, а до этого несколько, пару недель я работала практически без выходных, и поэтому очень жутко не высыпалась и уже начинала по этому поводу сильно переживать.

С.НАСИБЯН: А зачем мне вся эта история?

РУМИЯ: Не знаю. Вы психолог, я рассказываю вам свою историю.

С.НАСИБЯН: Нет, смотрите, если я психолог, я задам вопросы, когда они мне будут нужны. А я сейчас вам показываю другое, Румия. Я вам показываю то, как вы думаете про эту жизнь, и что не дает вам, на самом деле, возможности жить так, как вы хотите. Потому что то, как вы говорите, так вы думаете, как вы думаете, так вы живете. Это лишняя информация. Я задал очень простой вопрос – во сколько вы проснулись? Вы мне ответили – в 11. Информативно мне более чем достаточно. А вы мне начинаете рассказывать про вашу личную жизнь. Не надо. Итак, вы сегодня встали в 11.

РУМИЯ: Да.

С.НАСИБЯН: Хорошо. Теперь я уже знаю, что вы выспались. Это было бы следующим моим вопросом. Вы выспались?

РУМИЯ: Да.

С.НАСИБЯН: Понимаете, я бы задал – вы выспались? Вы бы сказали – да. И не нужна мне история про две недели без выходных. Первое, нет выходных, Румия, нет рабочих дней, понимаете. Не существует, это обман. День не отличается один от другого. Если вы планируете что-либо делать на постоянной основе, то у вас нет этих дней. Вы, конечно, можете выходить из этого графика, ну, где-то с друзьями засиделись, как я вчера, например, где-то там еще что-то. Но вы, по крайней мере, точно понимаете, что вы это сделали сами по своему выбору, а не потому, что там был выходной или рабочий день. Это первое, что надо перестать делать.

Смотрите, сегодня для того, чтобы лечь в 11, чтобы просто в 11 вы были в постели, что должно случиться, что должно произойти или чего не должно случиться?

РУМИЯ: Ну, не должно быть никаких дел, которые необходимо будет доделывать срочно бегом, чтобы была, как самоцель вот лечь в 11.

С.НАСИБЯН: Хорошо, а какие дела могут возникнуть у вас в ночи? Или какие дела у вас возникают обычно в ночи?

РУМИЯ: Ну, обычно домашние, потому что все это скапливается на вечер, обычные бытовые дела, потому что днем много дел вне дома.

С.НАСИБЯН: Конечно. Вы не поверите, как много дел вы сделаете, когда научитесь вставать в 6 утра.

РУМИЯ: Звучит, как фантастика, конечно, но хотелось бы.

С.НАСИБЯН: А это все очень просто. Дело в том, что вы просыпаете большую часть той жизни, которая хочет добра. Вы просыпаете большую часть той жизни, которая биологически заточена на то, чтобы у вас были силы для свершений.

РУМИЯ: Ну, да, это эволюционный процесс.

С.НАСИБЯН: Абсолютно. И я не верю ни в каких сов, жаворонков, в соловьев.

РУМИЯ: Да? А как же тогда теория о том, что в первобытнообщинном строе в обществе были жаворонки и совы, для того чтобы кто-то все время стоял на страже и община могла выжить? Поэтому эволюционно есть в нашей популяции, есть и совы, и жаворонки.

С.НАСИБЯН: Ну, это же очень хорошо подтянуть одно под другое.

РУМИЯ: Не лишайте меня этой иллюзии.

С.НАСИБЯН: Нет, подождите, это же очень хорошо подтянуть одно под другое, чего вы, конечно.

РУМИЯ: Конечно.

С.НАСИБЯН: Конечно. Нет, я в это не очень сильно верю, во-первых. А, во-вторых, тогда бы, ну, как, тогда бы, наверное, все бы совы работали в ночную смену, люди совы, а все бы жаворонки работали бы в утренние смены, и все были бы счастливы. Это, как, знаете, как решить задачу голодных и бездомных, что ли, надо, чтобы все голодные съели всех бездомных. Румия, я, поэтому вам и показываю, смотрите, вы берете внутри, находите, просто смотрите, вы разговариваете с человеком, который первую часть своей жизни был уверен, что он сова. Но который сделал так, что теперь меня другой человек назвал бы, наверное, жаворонком.

Моя супруга в начале нашей совместной жизни, наших отношений убеждала меня, что она сова, но ничего, теперь она ложится вместе со мной рано и встает рано, и все счастливы. Потому что это не для меня, это не для кого-то, вы, таким образом, получаете свою…

РУМИЯ: Оправдание.

С.НАСИБЯН: Да, вы получаете свою энергию, которую вам дает просто, я не знаю, Бог, солнце, как хотите это назовите. Поэтому, какие бы дела вы не нашли себе сегодня вечером, вы соответственно просто ложитесь в постель в 11. А дальше начнется интересный процесс. Дальше вы начнете в голове все эти дела делать. Вот ваша задача научиться их как бы позволять своему уму, конечно, продумывать, анализировать, планировать, но не вовлекаться в это. Ну, это уже следующий, правда, вопрос.

Румия, первое, что нужно сделать, это просто перестать себе как-либо, что-либо объяснять. Просто есть время 11 часов вечера, и есть одно очень простое дело – лечь в постель. Если что-то произойдет, что вы не сможете в течение часа уснуть, я вам разрешаю, встаньте и идите мыть посуду. Но я вас уверяю, вы этого делать не станете.

Попробуйте вот просто очень простую вещь. Потому что можно гораздо более глубже прийти в этот вопрос, правда. И я с большой долей вероятности уверен, что мне удастся показать вам саботирование собственной жизни, саботирование собственного счастья, собственного здоровья, саботирование собственного успеха, многих вопросов.

РУМИЯ: Да, да, да.

С.НАСИБЯН: Но тогда саботаж, там будет, в основе этого саботажа будет стоять какая-то тревожность, какой-то страх. Если, ну, и здесь можно пойти по-разному. Понимаете, вот как бы вы же не станете, прекрасная есть такая буддийская притча метафоричная очень про то, когда у Будды спросили, в чем вот моя причина страдания, почему я не…

Вот представьте себе, к Будде Шакьямуни приходит послушник какой-нибудь и говорит – почему я не могу лечь? Вот ты просишь меня в 4.30 утра быть уже на медитации, а я спать только лег или легла в 1.30. Объясни мне, почему? Потому ли, что я сова или потому ли, что я там еще что-то?

На что Будда сказал – слушай, говорит, если бы у тебя сейчас в ноге торчала стрела, ты бы стал рассуждать о том, из кого она сделана, из чего она сделана, что ел на завтрак лучник, выпустивший эту стрелу? Он говорит – нет, я бы просто вытащил стрелу. Он говорит – ну, так просто начни делать то, что надо. Ну, это понятно, что сказать легко.

РУМИЯ: Просто начни, да.

С.НАСИБЯН: Сказать легко, я понимаю. Поэтому, Румия, попробуйте вот очень простые вещи. Я вам показал просто то, что вам мешает, вот задавая эти глупые вопросы, типа, зачем вы мне это объясняете. Сокращайте, сокращайте и сокращайте. И просто вот очень простые вещи. Не надо вот это, знаете, я лягу в 11, потому что сон это важно, я лягу и встану рано, потому что Сергей Насибян сказал или кто-то еще сказал. Нет, я просто сегодня лягу в 11. И все.

РУМИЯ: Да, спасибо.

С.НАСИБЯН: Спасибо вам. Очень было приятно.

РУМИЯ: И спасибо за вопрос, не вопрос, а заметку о саботаже, потому что это прямо в точку вы попали.

С.НАСИБЯН: Я вообще волшебник, черт возьми, по крайней мере, по субботам. Спасибо вам.

РУМИЯ: Прекрасно, мне повезло сегодня.

С.НАСИБЯН: Я, как астролог. Астрологи же тоже разговаривают. Я всегда говорю, если вы хотите пойти к астрологу, просто почитайте какой-нибудь журнал. Или вот сейчас я видел, на каких-то развлекательных каналах все время показывают – сегодня у Рыб сложный день, будьте внимательны в общении с незнакомцами, не берите в долг. Кому угодно можно эту фигню сказать.

РУМИЯ: Нет, нет, мы за науку, мы за науку.

С.НАСИБЯН: Я тоже. Ну, вот максимально научный подход у нас с вами сегодня был. Спасибо, Румия, всего хорошего.

РУМИЯ: Благодарю вас, всего хорошего.

С.НАСИБЯН: Отличный вечер, отличное настроение, даже и не думал, что так будет, когда ехал.

«Добрый вечер. Меня постоянно спрашивают…» Александр задает вопрос, мне нравится: «Добрый вечер. Меня постоянно спрашивают, когда ты разбогатеешь, купишь дом, машину, нормально оденешься, а я не знаю, что ответить. Потому что мне это не реально и не представляю, как это сделать, да и неохота. У меня есть хобби, я трачу свои деньги и время, а все только прикалываются. Что ответить друзьям? Александр, Москва».

Когда ты разбогатеешь. Александр, давайте так, если вы реально задаете вопрос, что ответить друзьям, я вам скажу. Вы должны им ответить – после морковкиного заговенья. Я когда услышал впервые эту фразу, я просто упал. Я слышал разные варианты – рак на горе свистнет, после дождичка в четверг. Но морковкиного заговенья… Вот так отвечайте им. Это первое.

Тот факт, что у вас есть хобби, это замечательно, это означает, что у вас есть лишние деньги, поэтому вы уже богаты. Если у вас есть, а, судя по всему, у вас есть, либо телефон, либо компьютер, на котором вы напечатали эту смску, значит, вам есть, где вы находитесь в этот момент, вы находитесь в тепле, скорее всего, вы одеты, значит, у вас есть одежда. И, если у вас есть дополнительная одежда, чтобы переодеться в чистое, если вы сегодня ели хотя бы дважды и у вас есть чистая вода питьевая, вы входите в золотой миллиард этой Земли, то есть богатейших людей. Задумайтесь об этом, Александр. Так что вы уже богаты, если так рассматривать. Все в этом смысле относительно, черт возьми, Эйнштейн нам в помощь.

Полина: «Здравствуйте, Сергей. Как ответить на вопрос молодого человека о количестве партнеров до него, если я не хочу говорить о том, что их просто не было?» Подождите, если я не хочу говорить о том, что их просто не было. Так, Полина, давайте так, если их не было, то говорить не надо вообще ничего, ну, в смысле там все понятно. А, если они были, то вообще ничего говорить не надо. Тут вам в помощь – кто у нас не первый, тот у нас второй всегда. А, в принципе, это не его дело.

Здесь, знаете как, молодой человек, понимаю, почему ему сложно, мужчинам, действительно, в этом смысле очень трудно. Но имейте в виду, что только зрелый мужчина не задает таких вопросов.

«Сергей Борисович, простите, пожалуйста, но вы про меня забыли. Валентин». Валентин, я не забыл, это про страхи.

Смотрите, я не забыл, Валентин. Давайте, да, у нас есть еще буквально полторы минутки эфира до перерыва. Как отличить страх соответственно реальный от страха, через который надо пройти, потому что он показывает вам верность выбранного вами пути. Понятно, что такое реальный страх, это страх, когда ваша жизнь подвергается опасности. Ну, ваша жизнь или ваше здоровье, не важно.

А невротический страх, он всегда относится к категории, что, ну, давайте так очень просто, что, если я это сделаю, то произойдет, а дальше обязательно должен быть элемент, связывающий вас с каким-то социумом, с семьей, работой, с чем-то еще, то есть, как на это посмотрят другие. Вот, если этот страх таков, то это невротический страх, идите в него и проживайте его от начала до конца. Это с точки зрения того, что идите в риск, ну, соизмеряя свой риск, безусловно, и возможные потери и так далее.

А вообще такие страхи, конечно, нужно учиться проживать. Это очень интересно. Почитайте книжку «Рождение тигра», по-моему, «Рождение тигра». Почитайте, там прямо есть очень полезные упражнения, которыми я тоже пользуюсь. Ну, что же, услышимся через пару минут.

Что же, у нас есть звонок. Здравствуйте.

ЕЛИЗАВЕТА: Здравствуйте, Сергей. В первую очередь, хочется сказать, что очень рада попасть в эфир любимой радиостанции. Хочется сказать огромное спасибо вам за такую передачу, это одна из самых моих любимых передач.

С.НАСИБЯН: Спасибо.

ЕЛИЗАВЕТА: И спасибо радиостанции «Маяк» за возможность прослушивать ее в формате подкастов, потому что я не пропускаю ни одного эфира с вами. Спасибо большое.

С.НАСИБЯН: Спасибо.

ЕЛИЗАВЕТА: Меня зовут Елизавета. Ситуация следующая. Буквально на этих новогодних праздниках моя мама прекратила со мной отношения. То есть она не захотела со мной общаться, можно так сказать. Аргументом выступило то, что я скучная, не интересная, что общение со мной не доставляет ей никакого удовольствия. Призвала меня взять калькулятор и посчитать, сколько было вложено в меня сил и каких-то финансовых средств. Сказала мне, что она не чувствует благодарности от меня.

И сказала такую фразу, что для нее ее мама является иконой, почему она не является иконой для меня. Ну, и как, наверное, такая пикантная уже подробность состоит в том, что она сказала, что вычеркнет меня или вычеркивает, уже, может, вычеркнула из завещания, на эту тему (неразборчиво) мой брат, и попросила вернуть автомобиль, который был очень давно отдан мне.

И как бы вопрос состоит в следующем. То есть благодарность родителям, какая она должна быть? И вот в нынешней этой ситуации стоит ли как-то с мамой пытаться до нее достучаться, пытаться ей, ну, как бы объяснить свою позицию и как-то свое мнение до нее донести, и стоит ли это делать? Либо как бы отпустить ситуацию и просто жить своей жизнью, продолжать? Спасибо.

С.НАСИБЯН: Лиза, я пережил несколько эмоций за время вашего монолога. Первое, я хотел бы спросить, а какую вы хотите донести до нее вашу точку зрения или позицию?

ЕЛИЗАВЕТА: Ну, точка зрения, что как бы я считаю себя хорошей дочерью. Ну, правда, считаю, что я хорошая дочь. Что те претензии, которые, и обиды она мне предъявляет, ну, как бы я их не разделяю.

С.НАСИБЯН: В смысле вы не согласны с тем, что вы скучны и не интересны?

ЕЛИЗАВЕТА: Да, я не согласна с этим.

С.НАСИБЯН: Ваша мама провокативный психолог прямо.

ЕЛИЗАВЕТА: Ну, может быть, да.

С.НАСИБЯН: Ну, смотрите, она вас сейчас, я не знаю как бы, зачем она это делает, это ее, конечно, дело, но вот она говорит вам – я не хочу с тобой общаться, потому что ты скучная и не интересная. Что вы чувствуете в этот момент, Лиза?

ЕЛИЗАВЕТА: Ну, наверное, потому что я, правда, не чувствую себя скучной и не интересной, и обиды никакой на нее не чувствую. И такие фразы, брошенные мне…

С.НАСИБЯН: Лиза, вы же сказали, что вы не пропускаете моих эфиров?

ЕЛИЗАВЕТА: Нет, не пропускаю.

С.НАСИБЯН: И только что, наверное, слушали, когда я разговаривал с Румией? Слушали?

ЕЛИЗАВЕТА: Так, может быть, пропустила…

С.НАСИБЯН: Ничего страшного. Смотрите, я задал вам вопрос, вопрос звучал следующим образом – что вы чувствуете, Лиза, когда мама говорит, что ты скучная и не интересная? Зачем вы мне отвечаете, чего вы не чувствуете?

ЕЛИЗАВЕТА: Иду от обратного.

С.НАСИБЯН: Нет, нет, подождите, зачем вы идете от обратного, Лиза? Вы так искренне хотите меня запутать? Меня обманывать не сложно, я сам обманываться рад. Особенно, когда это делает со мной молодая, красивая, я уверен, девушка. Давайте.

ЕЛИЗАВЕТА: Спасибо. Ну, чувствую, может быть, разочарование.

С.НАСИБЯН: Отлично. Так, еще что?

ЕЛИЗАВЕТА: Разочарование. Иногда меня это веселит.

С.НАСИБЯН: Скажите мне, пожалуйста, вот разочарование, попробуйте вот сейчас, ну, вот я ваша мама, я говорю – ты не интересная, ты скучная, я не хочу с тобой общаться. Про завещание это как бы вторая часть Мерлезонского балета. Вот это разочарование, которое вы чувствуете сейчас, когда я говорю это, по 10-бальной шкале, на сколько вы чувствуете? Ноль – это прямо просто название слова я чувствую, а десять – это невыносимо.

ЕЛИЗАВЕТА: Ну, 8-7,5.

С.НАСИБЯН: 7,5, хорошо. Вот прямо зафиксируйте сейчас это ощущение. И я задам вам вопрос, постарайтесь отвечать быстро, не думая, а первое, что будет приходить, если это, так сказать, допустимо в прямом эфире. Когда вы чувствовали разочарование в своей жизни на 10, а, может быть, больше, когда оно было невыносимым?

ЕЛИЗАВЕТА: Когда со мной мама не разговаривала очень долгое время. Ну, когда меня игнорировали.

С.НАСИБЯН: Сколько вам было лет?

ЕЛИЗАВЕТА: Это начинается очень-очень давно. Ну, наверное, так, чтобы я помнила, ну, лет 7, может быть.

С.НАСИБЯН: Отлично, вот все. Лиза, вот сейчас мы с вами в этой точке, вам 7 лет и мама с вами не разговаривает. Что происходит в этот момент? Пусть это будет не воспоминание, пусть это будет фантазия, но что происходит в этот момент, где вы сидите, где мама, кто еще есть рядом?

ЕЛИЗАВЕТА: Я одна в комнате в углу.

С.НАСИБЯН: А мама где?

ЕЛИЗАВЕТА: Мама на кухне.

С.НАСИБЯН: С кем?

ЕЛИЗАВЕТА: Может быть, с папой.

С.НАСИБЯН: А где ваш брат?

ЕЛИЗАВЕТА: Вообще не появился.

С.НАСИБЯН: Хорошо. И вот соответственно мама с папой на кухне, вы одна, потому что мама с вами не разговаривает, и 7-летней девочке очень сложно с этим справиться, очень трудно. Так ведь?

ЕЛИЗАВЕТА: Да, так и есть.

С.НАСИБЯН: И я сейчас задам вам вопрос, он может оказаться неожиданным, но тоже попрошу вас очень быстро на него ответить. Какое решение вы приняли тогда в той комнате о себе, об этом мире, о маме, может быть?

ЕЛИЗАВЕТА: Ну, какая-то упёртость появляется и противостояние ситуации, доказать, что ты прав.

С.НАСИБЯН: Я докажу, да? Такое решение – я докажу?

ЕЛИЗАВЕТА: Я докажу, да, я не сломаюсь, я не заплачу, я первая не пойду просить прощения.

С.НАСИБЯН: Вот эту игру вы, Лиза, и играете до сих пор. А мама просто подыгрывает. Я не снимаю ответственность с вашей матери, но я говорю сейчас только с вами, только о вас. Вы просто играете с ней в ту игру, которую начали тогда. И, в общем-то, мама играет козырями.

ЕЛИЗАВЕТА: Откровение.

С.НАСИБЯН: Что, простите?

ЕЛИЗАВЕТА: Ну, это, мне кажется, вы попали в самое яблочко, в самую точку.

С.НАСИБЯН: Спасибо. Но посмотрите просто, Лиза, это к вопросу о том, что остановить вы можете только то, что вы начали. И здесь дело не в маме, не надо ходить с мамой к психологу. Когда вы прекратите эту игру, ее прекратит и она. Она никогда не будет любить вас так, как вы бы хотели, как никакая мать никогда не будет любить. Что касается благодарности детей, как отец я могу вам сказать, и как сын, нет, как отец сначала скажу, давайте и как отец, и как сын, и как психолог. Не бывает благодарных детей, ну, просто не существует таких. Как и не бывает родителей, которые, знаете, на сто процентов могут радоваться, гордиться за своих детей.

Потому что любой родитель будет всегда считать, что его ребенок способен на еще большее. А мы со своей стороны, как дети, мы не в состоянии дать, отдать то, что нам дали, нам дали жизнь, это невозможно возвратить, невозможно. Это просто другая роль, это другая, ну, как сказать, это, как заставить микроволновку охлаждать. Ну, просто разные программы.

Но как только вы, Лиза, прекратите это, а вот, если вы не далеки от психологии, если вы можете пойти к психологу или к психотерапевту, то я бы вот на вашем месте начал бы тянуть за эту ниточку, про которую мы только что с вами говорили.

ЕЛИЗАВЕТА: Я никогда не думала, ну, я, так как столкнулась, ну, как бы с большой трагедией для меня, это проблема прямо действительно, которая меня трогает, и раньше у меня были с мамой хорошие отношения, но они испортились. И можно сказать, что я как-то с одной стороны потеряла очень близкого, дорогого мне человека.

С.НАСИБЯН: Безусловно.

ЕЛИЗАВЕТА: Я занимаюсь с психологом, но мы немножко как-то в другом направлении, что ли, под другим углом смотрим на это.

С.НАСИБЯН: Возможно, ну, как бы ваш специалист, который с вами работает, имеет полное право на это. Ни в коем случае не думайте, что я лучше, чем он. Нет. Я просто с этой стороны зашел. И мне очень понравилась ваша пауза и ваш инсайд. В нем есть энергия для работы, для решения.

ЕЛИЗАВЕТА: Перестать играть в эту игру.

С.НАСИБЯН: Да. Сначала ее надо очень подробно описать для себя. Хорошо?

ЕЛИЗАВЕТА: Спасибо.

С.НАСИБЯН: Спасибо вам, Лиза.

ЕЛИЗАВЕТА: Спасибо, Сергей. До свидания.

С.НАСИБЯН: Сегодня замечательный эфир, мне очень нравятся такие эфиры. Звоните нам чаще, звоните нам больше.

Очень много вопросов. «Здравствуйте, Сергей. Меня зовут Тамара. Стою на распутье, не знаю, как поступить. В семье моей дочери разлад, отношения на грани развода, но она запретила мне вмешиваться. Даже не могу с ней об этом разговаривать. В их семье малолетние дети, а я даже не могу поговорить с зятем от слова «совсем». Дочь сказала – это только наше дело. Но мне хочется их помирить. Как подступить к разговору и нужно ли? Душа болит за семью и деток, собрались разводиться. Спасибо».

Нет, не трогайте их, правда, не трогайте. Просто будьте рядом. Когда им понадобится помощь, они к вам за ней придут.

«Сын так погряз в долгах и процентах, что пришлось продать квартиру. Ему 34 и не знаю, не нахватал ли опять. Но больше уже нечем прикрывать. Я плохая мать, клушка».

Я не знаю такого слова «клушка». Это кукушка, нет, клушка, ну, в смысле клуша. Интересно, век живи, век учись, сказал поручик Ржевский, отделяя портсигар.

Хорошо, вы плохая мать? Ну, хорошо, вы плохая мать, и что? Здесь же не вопрос, что вы плохая мать или хорошая, а что вы могли его научить чему, финансовой грамотности? Нет. Ну, просто вы зачем-то, я уже не знаю, сколько там процентов долгов и сколько, главное, лет вашему сыну. А, ему 34 вы пишете. Ну, если вы в 34 года закрываете за него его долги, вы не плохая мать, вы глупая женщина, которая должна была бы сейчас жить просто в своей квартире, я не знаю, как это все происходит, жить и радоваться. А он разберется со своими. Но вы делаете за него то, чего делать бессмысленно, потому что, ну, вот он нахватает еще больше и что? Поэтому, нет, вы не плохая мать, вы просто почему-то не любите себя.

Да, говорит, вот бабушка Галя пишет нам, я не знаю, кто такая бабушка Галя, это женщина ли вообще: «Да, измельчал народ со времен Гете. Зло и добро теперь в пределах пищи и соблюдения режима дня. Может, стоит масштабней мыслить».

Ну, наверное, стоит масштабней мыслить, хотя я думаю, что человечество, так или иначе, всегда жило в контексте и масштабе сна, здоровья и еды. Ну, потому что мы же, знаете, с точки зрения ведических всяких наук, назовем это так, мы с вами живем сейчас в период такой, когда для нас тело является самым важным. Поэтому всегда говорим – главное, чтобы здоровье было. Ну, на самом деле, это не главное.

Если говорить в масштабах, если даже мы говорим в масштабах, о которых пишет Гете, то есть мы говорим о части силы, если мы говорим о диалектике мироздания в таких масштабах противостояния Бога, человека, сатаны и всего остального, то явно не главное здоровье. Главное все-таки это как раз-таки чистота, нравственность, милосердие и многое другое. Но мы говорим по-другому.

Вот прислали фотографию: «Здравствуйте, Сергей. Это вам от меня. Сегодня 80 лет снятия блокады Ленинграда. Поздравляю вас и супругу». Ну, это же, правда, очень такой важный день. Я, как все советские дети вырос на фильмах про войну и книжках. Но помимо этого всего у нас во втором подъезде жила, мы ее называли, это удивительно, мы ее называли бабушка Соня. Мне кажется, она была тогда, как я сейчас. Ну, надо посчитать, конечно, она была постарше, чем я сейчас чуть-чуть. Она была блокадницей, она жила одна, и мы, как пионеры, октябрята, как просто дети, живущие в одном с ней доме, мы помогали ей всячески, что-то приносили. И представляете, она была, ну, это получается в 70-е годы и начало 80-х, она на всю жизнь приняла решение не есть больше 100 грамм хлеба. Ну, она ела очень мало, чтобы не расширять желудок, потому что… Короче, то, что она нам рассказывала, это был, конечно, большой день для нашей страны, безусловно.

Ну, что же, а фильм я сегодня порекомендую вам очень необычный. Я порекомендую, я надеюсь, вы догадались хоть некоторые, я порекомендую старый такой советский фильм с Маргаритой Тереховой и Михаилом Боярским «Собака на сене». Это как раз фильм про то, как из зависти и ревности рождается любовь.

Ну, а мы с вами услышимся. До свидания. Это был Сергей Насибян.

Провокация. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Провокация

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация