Красавица и чудовище Александр Любимов – гость Романа Трахтенберга и Аллы Довлатовой
17 июля 2008, 18:05
Персоны
ТРАХТЕНБЕРГ: У нас в гостях сегодня Александр Любимов.
ДОВЛАТОВА: Первый заместитель директора телеканала ╚Россия╩, руководитель проекта ╚Имя – Россия╩ Александр Михайлович Любимов.
ЛЮБИМОВ: Добрый вечер.
ТРАХЪТЕНБЕРГ: Добрый вечер. О чем мы будем говорить? Давайте сразу перейдем с места в карьер.
ЛЮБИМОВ: Тогда лучше молчать.
ДОВЛАТОВА: Мы будем говорить сегодня об этом проекте, который стартовал 8 мая на телеканале ╚Россия╩. Было заявлено 500 имен людей, которые жили в России, людей, которые прославили Россию. И фактически вся Россия может выбрать одного-единственного человека, который ассоциируется у них с нашей страной, с державой, с отечеством, с честью, с достоинством, в общем, самого главного.
ЛЮБИМОВ: Это вы сказали.
ДОВЛАТОВА: Да. А вот вы скажите.
ЛЮБИМОВ: В других странах, когда этот проект организовывали, то его называли ╚Великие британцы, украинцы╩. И когда в списке, например, великих украинцев попадают, не знаю, люди, которые вскрывали животы беременным женщинам, типа Махно или Бандеры вместе с братьями Кличко.
ТРАХТЕНБЕРГ: С Богданом Хмельницким.
ЛЮБИМОВ: Получается уже какой-то излишне суррогатный коктейль. Мы назвали ╚Имя – Россия╩, потому что вклад некоторых персонажей, которые есть в списке ╚50╩, в плане их величия, по-русски великий – это все-таки позитивная коннотация.
ДОВЛАТОВА: Ну, я смотрю, что из 500, действительно, на сегодняшний день осталось 50. Это, к примеру, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой преподобный Сергий Радонежский, Петр Первый, Илья Муромец, Королев Сергей Павлович.
ЛЮБИМОВ: А вы в Интернете смотрите?
ДОВЛАТОВА: Да.
ЛЮБИМОВ: А вы кликните рейтинги.
ДОВЛАТОВА: Я зашла к вам на сайт.
ЛЮБИМОВ: Там же самая война идет. У нас сегодня же идет борьба двух флешмобов.
ДОВЛАТОВА: Это кто?
ЛЮБИМОВ: Компьютерный вирус ╚Сталин╩, представлен 22 профессиональными хакерами, которых завтра мы назовем. Против флешмоба нашего, организованного с сайта Одноклассники.ru, отметить чудовищный вклад Сталина в российскую историю кликаньем за Николая Второго, которого большевики совершенно омерзительным образом 90 лет назад казнили.
ДОВЛАТОВА: Вместе с его семьей.
ЛЮБИМОВ: Да.
ДОВЛАТОВА: Но Николай Второй сейчас на 1 месте.
ЛЮБИМОВ: Вот, я говорю, что два флешмоба – тот, в котором мы участвуем, он пока побеждает.
ТРАХТЕНБЕРГ: А что такое флешмоб за Тихоновецкого? Чего-то порвали Интернет. Такой я футболист, никому до нынешнего момента не известный. Они тоже сейчас заходят на все сайты.
ЛЮБИМОВ: А мы приветствуем на данном этапе. Мы считаем, что флешмоб – это тоже форма выражения желания участвовать и обсуждать отечественную историю. Между прочим, Высоцкий так высоко стоит тоже, потому что это организовано людьми, которые любят Высоцкого. И слава богу.
ДОВЛАТОВА: 4 место у Владимира Семеновича.
ЛЮБИМОВ: Есть девушка, которая поддерживает Есенина в ╚Лайвджорнал╩, она, например, пишет своим товарищам, что вот эти омерзительные люди на ВГТРК, они, значит, голоса за Есенина передают Пушкину.
ДОВЛАТОВА: У Есенина 14-ое место. А у Александра Сергеевича – 6-ое.
ЛЮБИМОВ: Вот она пишет друзьям: ╚На мой взгляд, это форменный скандал╩. Ник у нее – Лучкина на ЖЖ.
ДОВЛАТОВА: Но у вас же все по-честному, без обмана.
ЛЮБИМОВ: Но мы, так сказать, считаем, что вообще дело не в том, как отдаются голоса. Поскольку когда будет идти телевизионное шоу, то совершенно очевидно, что голосование через СМС и call-центр будет совершенно другим. Во-первых, если сейчас мы добрали 3 миллиона с 12 июня, за больше, чем месяц, то там эти цифры вообще никто не заметит.
У нас появилась инициатива в Интернете, сегодня разговаривали мы как раз с ребятами, которые это сделали. Они сделали сайт, где они предлагают голосовать не за наш список ╚500╩, причем, говорили это абсолютно так же, как наш, а голосовать и записывать тех, кого вы хотите. В этом плане мы считаем, что, да, история России не ограничивается ни 500, ни тысячью, ни двумя тысячами великих людей. Вполне возможно, что, если вы друг друга впишите, то в том списке вы сможете занять достойное место.
ТРАХТЕНБЕРГ: Тихоновецкий, да, там по 2 тысячи сообщений в час убирали с сайта. Это же просто ужас. Вы знаете историю-то, нет? Ночью там: чемпионат – точка – ru, сайт, где обсуждают люди продажу всяких Рональдини, великих, появляется: ╚Тихоновецкий забил гол – он в ╚Волге╩, в команде ╚Кубань╩. Тишина такая. Люди не понимают вообще, а с какого боку-припеку. И начали, что Тихоновецкий увел жену у Бекхема. Ну, люди начинают шутить. Тихоновецкому предложили возглавить ФИДЕ, ну, и прочее. Поначалу просто удаляли эти сообщения, потом повесили объявление, что нельзя упоминать слово ╚Тихоновецкого╩ вообще, все стали говорить ╚тот, о ком нельзя говорить".
ЛЮБИМОВ: Я скажу, в одной из стран СНГ во время избирательной кампании было проведено социологическое исследование, в которую вставили несуществующую политическую партию с очень красивым названием. Она набрала почти 17 процентов голосов во время социологического опроса, и решили ее вставить в избирательные бюллетени, технологи. Ее вставили, и партия получила голоса.
ТРАХТЕНБЕРГ: Продали кому-нибудь?
ЛЮБИМОВ: Это было давно, сейчас эта партия соединилась с другой, но она существует.
ДОВЛАТОВА: Ну, вернемся все-таки к проекту ╚Имя – Россия╩. Александр, а вот скажите, мне показалось, что у вас возникло удивление из-за того, что Сталина так высоко оценили в этом списке. Но я смотрю, что тут есть и Иван Грозный, тоже достаточно одиозная фигура, и Владимир Ильич Ленин, которые были людьми достаточно, я бы не сказала, что только хорошими.
ЛЮБИМОВ: Ну, так это же ваш взгляд на то, что я уже прокомментировал. Если бы проект назывался ╚Великие╩, то это бы шла речь о людях, которые внесли позитивный вклад, допустим. А когда проект называется нейтрально ╚Имя – Россия╩, то, собственно говоря, масштаб вклада Сталина просто чудовищный, никто не сравнится. Не было такого вообще в истории человечества. Ну, может быть, Гитлер только. И то своих, что называется, Гитлер берег.
ДОВЛАТОВА: А у вас есть свои предпочтения?
ЛЮБИМОВ: У меня есть предпочтения в списке 500, но в списке 50 пока нет. Я голосую, сейчас эту неделю за Николая Второго, а, вообще, за тех, кто вошел в историю, не имея ресурса.
ДОВЛАТОВА: Типа Ломоносова.
ЛЮБИМОВ: Ну, Ломоносов имел ресурс. Он имел, ему было поручение, что называется. А вот Пушкин, например, ресурса не имел, ходил на балы. Говорили, что за неприятный мужчина, так себя ведет. При этом есть прекрасные поэты Жуковский, Державин. А что он пишет? Так к нему относились соотечественники.
ДОВЛАТОВА: Современники.
ТРАХТЕНБЕРГ: И так к нему, кстати, относится и господин Веллер. Я тут прочитал книжечку ╚Перпендикуляр╩, совершенно интересная точка зрения.
ЛЮБИМОВ: Уважаемый писатель, но шансов ему войти в список через 100 лет нет, по-моему.
ДОВЛАТОВА: У нас звонок есть, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, Роман и Александр.
ДОВЛАТОВА: Здравствуйте, Павел.
СЛУШАТЕЛЬ: Я хотел один момент прояснить с Александром. Сейчас просто прозвучала фраза, что никакого обмана. Но, тем не менее, было выражено, что Сталин – это 22 программиста, а ╚Одноклассники╩ – это┘ Я особо конкурсом не интересовался, просто наткнулся на подобное обсуждение, где призывали голосовать за того или за другого. И с той и с другой стороны участвуют программы. Это первое. И второе, по Сталину было два дня закрытое голосование. То есть, я не говорю, что он плохой или хороший. Но это же явная подтасовка результатов, можно сказать. Не прямая, не выписывание числом. Но остановили Сталина, началось совершенно тотальное, безумное количество голосов за Николая приходить.
ЛЮБИМОВ: Вы правильно и честно в начале сказали, что мало интересуетесь проектом. Но потом сделали далеко идущие выводы из несуществующих событий. У нас был подвешен сервер, действительно, из-за этих атак роботов. За Сталина, может быть, вы правы, и за других тоже, собственно, нам не так это важно. Он периодически у нас рушился, о чем мы постоянно объявляем на сайте ╚Имя – Россия╩ вы можете в разделе ╚Новости╩ увидеть все, что происходит с нашим сайтом. Повторюсь, мы с некоторой легкой иронией, ну, не то, что иронией, а с брезгливостью относимся ко всяким технологиям, которые применяются в Интернете, потому что я, когда каждое утро включаю свой компьютер, нахожу из 20 сообщений 18, посвященных тому, где мне купить подешевле ╚Виагру╩ или не дай Бог, увеличить размеры каких-то моих органов.
ТРАХТЕНБЕРГ: Посмотреть интересные фотографии, раздражающие.
ЛЮБИМОВ: Меня, например, это раздражает. Существуют какие-то люди, мои соотечественники, может быть, их всего тысяча человек, которые занимаются полулегальным бизнесом в Интернете, зарабатывают деньги, презирают всех нас, пользователей Интернета. Поэтому я отношусь одинаково к ним брезгливо, с презрением. Но на данном этапе проекта, повторюсь, мы все равно считаем, что это форма проявления воли. Если человек положил на кнопочку своего компьютера ╚энтер╩ камушек на ночь, и она накликала 500 голосов, ну, значит, это его проявление воли, значит, так ему было важно.
ТРАХТЕНБЕРГ: А вот вопрос нам Татьяна прислала. ╚А кто именно и как выбирал эти 500 человек? И не лучше ли было сделать открытое голосование, чтобы голосующие сами называли имена известных людей, а не выбирали из списка?╩
ЛЮБИМОВ: Мы решили, что будем делать так. Мы по нескольким разным базам, по упоминаемости в средствах массовой информации, по нескольким историческим исследованиям, которые мы просили сделать ученых, сделали список тысячи, потом поняли, что тысяча – это просто чрезвычайно много, чтобы это можно было осмыслить. Смогли сократить его до 600, и последнюю, самую тяжелую правку, самое тяжелое сокращение внес Владимир Лавров, доктор исторических наук из института Российской истории. Вот у него была самая тяжелая задача из списка 600 убрать 100, ну, очень таких ярких, очень замечательных людей.
ДОВЛАТОВА: А можете вспомнить, кого убрали, например?
ЛЮБИМОВ: Ну, сейчас я уже не вспомню. Я даже не вспомню тех, кто остался за бортом списка 50. Их огромное количество. Не знаю. Дело не в том, что они есть в списке. Репин мне пришел в голову сейчас, Брюллов, просто пошел по списку художников, там не было в списке 500.
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.
Красавица и чудовище. Все выпуски
Все аудио
- Все аудио
- Маяк. 55 лет