Мюзик-холл Звезда Алексея Рыбникова (к юбилею композитора)

15 июля 2015, 01:30

Здравствуйте! С вами в программе "Мюзик-холл" Михаил Предтеченский.

"Юнона и Авось" и "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты", "Приключения Буратино" и "Тот самый Мюнхгаузен", "Вам и не снилось", "Про Красную шапочку", "Мистерия оглашенных", "Жизнь одна" – рок-оперы, спектакли, кинофильмы, где звучит блистательная музыка Алексея Рыбникова, можно перечислять ещё очень долго.

17 июля народному артисту России, заслуженному деятелю искусств, лауреату всех возможных премий, живому классику, композитору Алексею Рыбникову исполняется 70 лет! Впрочем, сам Алексей Львович признается, что титулам, званиям, да и круглым датам он особого значения не придаёт.

А. Рыбников: Конечно, нет. 60, 65, 59, 50, 35, 70 и так далее – это всего лишь цифры. А жизнь укладывать в цифры, мне кажется, не очень правильно. Жизнь гораздо более сложная и интересная вещь. События хронологические на самом деле для меня никогда не были событиями. События только творческими могут быть для композитора. Его жизнь вся в творчестве. Если есть премьеры новых сочинений, есть какие-то новые интересные работы – это и есть события. Если они совпадают с хронологическими событиями, с какими-то юбилеями, то это замечательно. Хуже, когда просто поводом для того, чтобы вспомнили о ком-то, является то, что ему исполнилось столько-то лет.

К счастью, получается так, что никак с юбилеем не связаны разные мои творческие события. Как-то вроде сейчас затишья не наблюдается, и это меня больше всего радует. Будем считать, что всё это и является юбилеем.

Алексей Рыбников востребован, он активно работает: музыка к кинофильмам, новые симфонические произведения, осенью премьера новой версии "Юноны и Авось". И всё же давайте в честь юбилея маэстро вспомним его великолепные рок-оперы и мюзиклы, которые уже давно вошли в "золотой фонд" отечественной музыки. Именно им посвящены наши ближайшие три программы.

1. Звучит "Песня Хоакина" из рок-оперы А. Рыбникова "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты".

С этой песни начинается основное действо одной из первых советских рок-опер "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты". Ну а с чего начались рок-оперы для самого Алексея Рыбникова? В середине 70-х он, любимый ученик Арама Хачатуряна, преподавал в Московской консерватории по классу композиции, сочинял серьёзные симфонические произведения. Как вдруг…

А. Рыбников: Марк Захаров услышал мою музыку по радио. Это была музыка из фильма "Остров сокровищ". И ему она понравилась. Он сам в то время выступал по радио в передаче "Доброе утро" с всякими юморесками. Поэтому слушал эту программу. И поэт Юрий Энтин, который был знаком с Марком Захаровым, в общем, нас как-то свёл, познакомил. Приблизительно год длилось наше знакомство, которое ни во что не выливалось.

И вдруг когда Павел Грушко принёс Марку Захарову своё либретто рок-оперы "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты", М. Захаров пригласил меня к этой работе. Мы не надеялись ни на то, что это у нас примут, не надеялись на то, что вообще из этого что-то получится, потому что актёры были драматические. Справятся они, не справятся? Справится ли вокально-инструментальный ансамбль "Аракс"?

Правда, что вы учили А. Абдулова и Н. Караченцова петь?

А. Рыбников: Я ходил в Ленком как на работу. Каждый день с утра на репетицию к 11.00. И мы то, что я написал: песни, арии Хоакина Мурьеры, учили вместе. Знаете, очень важно для драматического актёра найти выгодные стороны, ноты и регистр, в которых он действительно хорошо звучит. А то, что не звучит, надо было прятать. Работали мы около года. И, в общем, готовили такой спектакль для фойе, скромный. Такая вроде как студенческая самодеятельность театра. А когда попробовали, как это всё вместе получилось, вот тут стало ясно, что это нечто более серьёзное. И последствия этого известны всем.

Впрочем, получилось всё далеко не сразу. Актёры Ленкома с трудом осваивали вокал. Алексей Рыбников до сих пор с ужасом вспоминает первый показ музыкального материала Марку Захарову.

А. Рыбников: На первом показе ребята растерялись и не знали, что делать. И мне пришлось взять микрофон и допевать, чтобы у М. Захарова сложилось какое-то связное впечатление о том, что происходит. Хотя ощущение того, что всё это ужасно, меня не покидало. Я думал, что после этого точно ничего из этого не получится. Но оказалось, что из зала было виднее, что это всё-таки было интересно.

К сожалению, качественных записей того знаменитого ленкомовского спектакля не сохранилось. Через несколько лет после премьеры Алексей Рыбников заново записал "Звезду и Смерть Хоакины Мурьеты" с Жанной Рождественской и Геннадием Трофимовым. Его мы сейчас и будем слушать.

В исполнении певца Геннадия Трофимова звучит ария из рок-оперы А. Рыбникова "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты":
2. "Хоакин и друзья" ("По мне, сеньоры, лучше и не надо…").

Итак, Павел Грушко написал пьесу по мотивам так называемой "повстанческой оратории" чилийского поэта Пабло Неруды"Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года".

Х. Мурьета приехал в Калифорнию во время "золотой лихорадки". Местные рейнджеры опасаются, что он может стать предводителем бедняков, и убивают его жену Тересу. Тогда Хоакин клянется отомстить. Справедливый гнев незаметно переходит в жестокость. Ну а рядом с ним – его Звезда и его Смерть. Последняя, увы, побеждает.

Спектакль принимали долго и мучительно. Алексей Рыбников сказал как-то, что тогда, в 1976 году, у него появились первые седые волосы. А было ему тогда всего 30.

А. Рыбников: Седые волосы? Не знаю. Но то, что переживаний было очень много, это точно. Восстали музыковеды, которые на приёмке спектакля разобрали меня по косточкам. И спектакль, конечно, вызвал у всех шок. Долго думали, можно его принимать или нельзя. Что-то там сокращали, кого-то переодевали, убирали какие-то сцены, но в результате почти в первозданном виде спектакль был представлен публике.

Принимали его 11 раз, и, конечно, переживаний было много. Потому что было вложено столько сил. Это была ставка больше, чем жизнь. Но это в то же время привлекло к спектаклю колоссальное внимание. Что это за такой спектакль, который всё никак не принимают? Слухи мгновенно распространялись и были тем самым пиаром, над которым сейчас народ трудится. А там советская власть устраивала такой пиар, бесплатный.

Спектакль, конечно, много раз хотели закрывать, но так часто бывало в 70-е годы в Москве, когда публика (такое было и с Таганкой, и с Ленкомом) своим интересом, своим ажиотажем спектакли спасала. Это был спасительный ажиотаж. Если бы чуть-чуть меньше было успеха у публики, нас бы раздавили, размазали, не посчитались бы ни с чем. Восторг публики, её интерес помогли нам защититься, спастись и продолжить вообще нашу работу.

Речь в спектакле вроде бы шла только о враждебной Америке и Чили, где в 70-е годы, кстати, правил малоприятный господин Пиночет. Однако цензоры почему-то всюду видели намёки на СССР. Взять хотя бы эту знаменитую песенку Шарманщика.

3. Звучит песня Шарманщика из рок-оперы А. Рыбникова "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты".

Спектакль разрешали, потом снова запрещали. Выбрасывали песни, а то и целые сцены. Алексей Рыбников считает, что тогда, в 1976-м, ему помогли выстоять, не сломаться уроки его учителя Арама Ильича Хачатуряна.

А. Рыбников: Арам Ильич всегда придерживался такой точки зрения, что можно писать как угодно, играть как угодно, хоть носом, хоть другой частью тела, лишь бы это было талантливо, ярко, заразительно, и публика на это реагировала. Это для него было главным.

К сожалению, Арам Ильич не был на спектакле, не видел его, потому что это было за год до его кончины. Но то, что он мне говорил, а он учил, что нужно внутри как творческой личности обязательно уметь идти против течения. Тебе говорят, что нельзя, не надо, давят, а ты все равно иди, потому что в этом ты убеждён. Поэтому в этом смысле, конечно, он был вдохновителем, идеологом такой жизненной позиции, что нужно быть уверенным в том, что ты делаешь и делать это. А остальное не важно.

4. Звучит ария Звезды ("Я – твоя Свобода, я – твоя Звезда") из рок-оперы А. Рыбникова "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты".

В середине 70-х Ленком Марка Захарова ещё только создавал свою звёздную репутацию. В случае неудачи театр просто разорвали бы на части. К счастью, был успех! Огромный успех! Аншлаги – каждый день. Билеты стоили во много раз дороже, чем на "обычные" спектакли, и, конечно же, купить их можно было только с рук. Желающих попасть на "Звезду и Смерть" было так много, что Ленком охраняла конная милиция.

Впрочем, тогда А. Рыбников понял, что у успеха есть и оборотная сторона. В консерватории на него стали смотреть косо, как на идейного врага. В Союзе композиторов он попал в разряд неприкасаемых. Из консерватории пришлось уйти. Коллеги завидовали и не скрывали этого. Ещё бы: музыку из рок-оперы "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" знали все. А песенка Тересы возглавляла все немногочисленные в те годы хит-парады.

5. Звучит песенка Тересы ("Как же это, как же так?") из рок-оперы А. Рыбникова "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты".

Рок-опера "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" шла в Ленкоме с неизменными аншлагами 18 лет до середины 90-х годов, не считая многочисленных постановок в других театрах в нашей стране и за рубежом. И вот в 2008 году настало время возродить спектакль. Это было сделано в Театре Алексея Рыбникова. На сей раз в роли Хоакина выступил Дмитрий Колдун, ну а партии Тересы и Звезды спела Светлана Светикова .По словам Алексея Рыбникова, а именно он был инициатором и художественным руководителем новой постановки, актёров на главные роли удалось найти далеко не сразу.

А. Рыбников: Мучительно, тяжело шли поиски главных героев. И кастинги все ничего не дали. У нас так и не появились ни Хоакин, ни Тереса. А появились они случайно. Вот что такое судьба, вот что такое звёзды над головой! Когда Дима случайно зашёл в нашу студию по поводу совершенно другого проекта, я вдруг увидел, что вот Хоакин, вот таким он должен быть. И на моё предложение записаться на диск было "да", а играть в спектакле – "нет", потому что были какие-то другие контракты, а главное – потому что он не чувствовал себя драматическим актёром. Когда с ним потом поработал режиссёр, они оба убедились, что роль может и драматическая у него получиться, и началась уже работа.

Света Светикова тоже пришла в нашу студию записывать песню для фильма "День рождения Алисы", которую пишет мой сын. Увидев её воочию, а я должен вам сразу сказать, что образ, который формирует телевидение, во многом обманчив, если бы я видел её только на телевидении, я бы никогда её на роль Тересы не пригласил. Тереса – это глубокий, трагический образ. А когда её увидел воочию, как она искренне относится к своей работе, мы с ней сразу начали пробовать эту роль, и у нас она замечательно получилась.

Так что я могу сказать, что главных героев мне послала судьба. И почему мы её начали ставить? Ну, в какой-то степени это уникальное явление, потому что не так много рок-опер было в России написано. Если уж рок-опера написана, то пусть она идёт. Пусть новое поколение тоже о ней что-то узнает. Не только те, кто были 30 лет назад, но и сейчас.

Новая постановка показала, что "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" прошла проверку временем. Спектакль по-прежнему свеж и актуален. Ну а о музыке и говорить нечего.

Вот как звучит композиция "Прощай!" в новом спектакле "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты".

6. Звучит песня "Прощай!" из новой постановки рок-оперы А. Рыбникова "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты".

Ну а через неделю мы расскажем ещё об одной рок-опере Алексея Рыбникова. До следующей недели и следующего мюзикла.
 

Мюзик-холл. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация