От Микояна до Мамиконяна Всё сводится к этикетке
Персоны
Недостатки современных этикеток.
САНФИРОВ: Здравствуйте, в студии Валерий Санфиров и Мушег Мамиконян – председатель попечительского совета Фонда премии имени Столыпина. И тема сегодняшней программы, она вот традиционно у нас присутствует практически вот в течение года. Это этикета и то, что на ней…
МАМИКОНЯН: Должно быть изображено.
САНФИРОВ: Изображено, да. Как она должна выглядеть. То есть в любом случае наши слушатели спрашивают, или наши эксперты все говорят о том, что все сводится в итоге к этикетке, что это неурегулированный вопрос.
МАМИКОНЯН: Да. Валерий, я более акцентно, наверное, скажу. Потому что получается так, что любую тему, которую мы обсуждаем, любые ингредиенты, которые мы обсуждаем, всегда мы останавливаемся на том, а почему на этикетке нет достаточной информации, которая говорит о хорошем или предупреждает. И каждый раз у нас кончается этикеткой. И очень часто бывает, что мы находим слова, которые напрямую можем адресовать потребителям и говорить, что да, вот если вы акцептуете этот критерий, на этикетке можете увидеть это, и это написано таким образом, и государство заставляет законодательно производителей указывать это на этикетке. Иногда, ну наша этикетка сегодня собрана из огромного количества указов, предложений, которые были формированы в свое время, и она носит, с моей точки зрения, и загроможденный характер, и не отражает те потребности, которые нужны современному человеку. Эта тема важна для обсуждения именно сегодня, потому что вот цифровая экономика, новые технико-технологические возможности, которые нам предоставляет Интернет, который имеют сегодня производители, позволяет нам более полноценно на этикетке вынести то, что важно для потребителя, и не выносить то, что не очень важно. И в конце концов все остальные подробности человек может увидеть, если уйдет в другое поле через Интернет, и о продуктах будет знать практически все. Вот Интернет вещей, Интернет продуктов – это то будущее, которое будет говорить о том, что любой продукт от его конкретного происхождения, истории, прослеживаемости между странами – какие ингредиенты откуда пришли и куда ушли – это все будет изложено. Одновременно можно и найти ссылки, какие специалисты по этому поводу что думают, если это на самом деле нужно будет для конкретного данного продукта. Вот сейчас, с моей точки зрения, и мы неоднократно такие рекомендации формировали вместе с экспертами на нашей передаче, и приходили к выводу, что все-таки, как и в развитых некоторых экономиках, важные параметры, которые влияют на здоровье, доказано научно-медицинским сообществом влияют на здоровье людей, они должны быть вынесены на этикету как предупреждающие. Ну, например: избыточное количество соли, избыточное количество сахара, калорий, жира. Вот все эти ингредиенты, все эти параметры, они должны на этикетке выражаться не обычным через запятую или вообще не выражаться количественно, а они должны быть выделены. И это параллельно, например, с налоговой дискредитацией плохих товаров (условно в кавычках плохих), избыточно жирных, например, продуктов, где НДС, может быть, в какой-то стране больше, у нас тоже такая возможность есть – через льготный или не льготный НДС делать. Она на этикетке, такая запись, может предупреждать и может помочь потребителям читать возможность использования этого продукта в тех или иных количествах. Вот недавняя дискуссия и обсуждение, и как все-таки на самом деле к этому приступить, потому что есть прямое правительственное указание, чтобы эксперты это обсуждали, мы с удивлением, ну скорее не с удивлением, мы просто обнаружили, что настолько мы отстали в совершенствовании этикетки, что даже количество соли, о котором говорят все врачи, диетологи всего мира, именно количество соли (и в наших передачах мы обсуждали эту величину, как норма соли потребления в день около пяти граммов, а россияне потребляют более десяти граммов), выносим на этикетку в мясных и молочных продуктах только записью "содержит соль", а не граммов соли для того, чтобы я в конце концов, используя эту пропорцию, мог бы определить, сколько я соли съел в данном продукте. Как обстоит дело с маркировкой сегодня и какова его будущность с возможностью нового развития и информационных технологий и методов прослеживаемости товаров, которая, кстати, с 1 января будет внедрена в России, мы бы хотели более подробно обсудить с экспертом Ольгой Викторовной.
САНФИРОВ: И наш эксперт, вы уже сказали, Ольга Викторовна Багрянцева, она представляет Федеральный центр питания и биотехнологий, доктор биологических наук.
БАГРЯНЦЕВА: Маркировка сама по себе важна, потому что население должно действительно быть информировано о качестве пищевого продукта. Качество - это очень важно, потому что в настоящее время во всем мире, и в России в том числе, увеличивается постоянно число алиментарно зависимых неинфекционных заболеваний. Это не только ожирение, это сердечно-сосудистые заболевания, это новообразования, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта. Ну и с целью повышения информированности населения, с целью повышения его знаний в области питания мы должны, конечно, изменить требования к маркировке пищевых продуктов...
Слушайте в аудиофайле!
От Микояна до Мамиконяна. Все выпуски
- Все аудио
- От Микояна до Мамиконяна