От Микояна до Мамиконяна Как изменились наши покупки: интересная статистика
Персоны
Как пандемия повлияла на потребителя. Как изменилось наше поведение в магазинах?
САНФИРОВ: Здравствуйте, в студии Валерий Санфиров, Мушег Мамиконян – председатель Попечительского совета Фонда Премии имени Столыпина. Наш сегодняшний гость – Анастасия Джафарова, директор по работе с клиентами компании GfK. Здравствуйте, Анастасия. Мушег Лорисович, здравствуйте.
ДЖАФАРОВА: Добрый день, здравствуйте.
САНФИРОВ: Заканчивается год. Многие хотят этот год забыть, и поэтому уже не хотят о нем даже думать. Да, Мушег Лорисович?
МАМИКОНЯН: Да-да-да, этот год – это ужасный год, с огромным количеством черных лебедей, неожиданностей разных. И поэтому на самом деле это влияет на жизнь каждого человека, семьи, предприятий, государств, мировой экономики в целом. Поэтому аналитика этого года будет очень важным, базовым для того, чтобы и предприятия-производители, и компании, которые занимаются стратегическим планированием, и просто обычный человек из любознательности и проектирования своего быта, своего положения в будущем мог на что-то опираться. А что произошло, и как мы в этом случае себя повели, в том числе и в сфере потребительского поведения? Как известно, обычно в такие кризисы больше растут те или иные отрасли, которые имели определенные базовые ростки в докризисный период. Например, нельзя было представить, что мы ушли бы в интернет в большем количестве, если бы интернета не было и не было бы достаточно развитого интернета, там со всеми инструментами этого интернета. То же самое происходит и в потребительском секторе. И с моей точки зрения, если бы не было, например, упакованных продуктов, они бы не появились в пандемический период, и мы не стали их больше покупать, потому что мы беспокоимся о защищенности продукта, о безопасности продукта. Поэтому все то, что сейчас бурные мы видим изменения (а какие изменения – Анастасия нам расскажет, что произошло в потребительском поведении), и их аналитика очень объективная, опирается на реальные покупки огромного количества людей в огромных количествах каналов сбыта продукции, будет говорить нам о том, какие тенденции стали быстрее развиваться и какие, возможно, тенденции мы будем иметь в ближайшие 5, 6, 7, 10 лет. Потому что, даже преодолев пандемию, мы надеемся как раз на 21-й год с точки зрения преодоления этого, а какие-то положительные тенденции останутся наверняка, потому что это удобно. Это человеку привычно, он до этого не пытался заказать там, чтобы ему принесли продукт домой, а сейчас он пару раз заказал, и оказалось ему более выгодным с точки зрения и экономии времени. Поэтому такие тенденции у нас будут приводить к существенному изменению тех или иных отраслей. Поэтому первый вопрос, который, мне кажется, Анастасия могла бы сказать, какие общие тенденции в потреблении продуктов питания вы наблюдаете? Есть ли какие-то параметры, которые вы можете сравнить, что вот на европейском рынке или на мировом рынке в целом произошли какие-то изменения? Ну, очевидно, изменения можем начать с лекарств или средств гигиены, там фармакологические услуги, конечно, выросли и товары к ним, да? Вот какие основные изменения вы зафиксировали?
ДЖАФАРОВА: Спасибо большое за такое вводное слово. Здесь, наверное, действительно стоит, наверное, отталкиваться от начала текущего года, от того, что еще там в январе-феврале мы не могли представить себе, что мы столкнемся с пандемией, несмотря на то, что мы отслеживаем и мировые новости, и кто-то ушел раньше, кто-то столкнулся с этой проблемой раньше. И соответственно в течение года происходили очень сильные значимые изменения в покупательском поведении в том числе. То есть, если когда началась вся вот эта история, мы в панике закупались, формировали запасы, безусловно, мы формировали запасы базовыми категориями, такие как гречка, закупались с точки зрения опять же лекарств, потому что понимали, что все это приведет к росту цен в том числе, особенно на фоне изменения курса валют, поэтому, конечно, в панике мы формировали именно запасы базовых категорий. Но что произошло дальше?..
Слушайте в аудиофайле!
От Микояна до Мамиконяна. Все выпуски
- Все аудио
- От Микояна до Мамиконяна