Наука 2.0 Андрей Летаров: энтузиастам не нужно мешать
Персоны
Одарённым детям принято создавать тепличные условия. Как
распознать одарённого ребёнка, какие у него должны быть способности? Об
одарённых детях, их обучении и воспитании Анатолий Кузичев и Борис Долгин беседовали с микробиологом
Андреем Летаровым в программе
"Наука 2.0" в эфире радио "Вести ФМ".
Кузичев: Итак, друзья, очередной выпуск программы "Наука
2.0", совместного проекта... да уже чего там, какого проекта, это уже
ребенок наш вообще, детище.
Долгин:
Такой выросший, выросший.
Кузичев:
Да, подросший парень. Портала совместный, так сказать, ребенок
"Полит.ру" и радиостанции "Вести ФМ". Сегодня мы
приветствуем Андрея Викторовича Летарова - кандидата биологических наук,
заведующего лабораторий вирусов микроорганизмов Института микробиологии имени
Виноградского РАН. Но, так сказать, те организмы, о которых мы сегодня будем
говорить, они не совсем микро.
Долгин:
Собственно о микро мы как-то говорили в телевизионном выпуске "Науки
2.0". И я думаю, поговорим еще на радио.
Кузичев:
Говорили, да, говорили. Многие помнят Андрея Викторовича, да. Но сегодня будем
не о микроорганизмах, а о подросших. Мы будем сегодня говорить о детях, более
того - о детях одаренных, и о проблемах образования для подобных персонажей, детей.
Долгин:
Иногда их еще называют "детьми со специальными потребностями".
Кузичев:
Да?
Долгин:
Да, имея в виду все-таки их дополнительную такую мотивацию к знанию, желание
этим заниматься, ну а соответственно и потребность в том, чтобы у них были
хорошие педагоги.
Кузичев:
А, стоп. А мы полагаем, что у них у самих есть эта потребность и желание этим
заниматься?
Долгин:
А вот это хороший вопрос.
Летаров:
Здравствуйте.
Кузичев:
Здравствуйте.
Летаров:
Большое спасибо, что пригласили меня на эту программу. Для начала давайте
немножко о самом термине "одаренный". Мне на самом деле не очень
нравится этот термин, отчасти потому, что в мире не существует такого прибора,
как "одариметр".
Кузичев:
Да, точно.
Летаров:
И если в некоторых областях люди, обладающие какими-то особенными
исключительными способностями, выявляются сравнительно легко, ну вот, например,
в музыке, поскольку, наверное, во многом, хотя и не совсем, способность
человека хорошо играть музыку определяется какими-то врожденными качествами,
так сказать, особой...
Долгин:
Не все музыковеды и музыканты с этим согласны и говорят нередко тоже о
необходимости всего лишь развивать, и том, что какие-то элементы слуха есть у
всех.
Кузичев:
Это раз. А, во-вторых, Андрей Викторович, вы на скользкую дорожку встали.
Потому что нам сейчас скажут: хорошо, а блестящие музыканты должны, значит,
измеряться "блестящитиметрами"? Тоже их ведь нету. А блистательные
дирижеры, а великие композиторы? Ну и так далее.
Летаров:
Я с вами абсолютно согласен. Если мы уйдем от таких областей, как музыку или,
допустим, математика, в область, например, собственно естественных наук, то вот
чем определяются способности к химии, никто сказать не может.
Кузичев:
Только склонностью, интересом.
Летаров:
Возможно, и так. Возможно, и так.
Долгин:
Ну да, склонностью, интересом, желанием этим заниматься, строго говоря.
Кузичев:
Да, да.
Летаров:
Ну, поэтому интерес и желание заниматься выражаются, так сказать, в хоть
сколько-нибудь измеримом показателе, таком как мотивация.
Кузичев:
То есть одаренность, скажем, в таких областях - это действительно желание.
Одаренности равно желание.
Летаров:
Я бы был осторожнее со знаками равенства. Одаренность проявляется главным
образом в желании.
Кузичев:
Ну хорошо, давайте так.
Летаров:
Значит, соответственно, наверное, если у кого-то есть очень большое желание
заниматься химией, но в силу каких-то врожденных причин, я не знаю, у него там
очень пониженные интеллектуальные способности, или он в принципе мыслит
исключительно как гуманитарий и не в состоянии решать уравнения никакие,
наверное, все равно ничего не получится.
Долгин:
Боюсь, что это все не врожденное. Я не видел никогда людей, которые не способны
решать уравнения.
Летаров:
Это какие-то очень крайние случаи. Во всяком случае вот в норме одаренный человек
- это человек, который хочет и что-то делает по этому поводу.
Долгин:
Который готов что-то делать по этому поводу.
Летаров:
Да, который готов что-то делать по этому поводу. Поскольку можно быть трижды
гением, но при этом не делать ровным счетом ничего, и результат будет, так
сказать, примерно нулевой. И мы, я имею в виду, наверное, общество и себя как
представителя структуры общества Российской академии наук... Я не хочу сказать,
что я официально представляю Российскую академию наук, естественно, но я
руковожу лабораторией и, очевидно, являюсь потребителем (в кавычках, так
сказать, а может быть, даже и без кавычек) кадров, которые могут и хотят. Или,
точнее скажем, сначала хотят, а потом могут.
Долгин:
Ну да, если не будет мотивированных школьников, потом мотивированных студентов,
не будет сотрудников адекватных, коллег.
Летаров:
Совершенно точно. И эта проблема очень ярко сейчас стоит, поскольку часто так
получается, что когда я задаю вопрос студенту, пришедшему на диплом,
"каковы, господин студент, ваши научные интересы?", коллега
затрудняется ответить и говорит: "Ну, мне нравятся вот такие методы".
Значит, но методы не могут быть научными интересами, соответственно научными
интересами могут быть проблемы или какие-то объекты. И дальше оказывается, что
человек, имеющий даже очень неплохую подготовку и там хорошие интеллектуальные
способности, в смысле IQ, оказывается очень тяжело обучаемым и тяжело выводимым
на состояние, так сказать, автономно работающего эффективного исследователя,
которым надо руководить, а не помыкать. Значит, в отличие от его
товарища, который, например, на первом курсе знает, чего и зачем он хочет, и
вследствие этого даже при отсутствии у преподавателей мотивации его учить, он
все равно их достанет и выудит, так сказать, свое хорошее образование, даже
если попадет в не очень хороший вуз или на не очень хорошую кафедру.
Полностью слушайте в аудиоверсии.