Взгляд Максима Кононенко Договориться можно со всеми
Персоны
Реплика Максима Кононенко на «Вестях FM».
Закон об обязательной предустановке отечественного программного обеспечения на продаваемые в России устройства окончательно принят. И вместе с этим как-то сразу утихли все посвященные этому вопросу дискуссии и апокалиптические прогнозы. Оказалось, что продавцы и поставщики техники не очень обеспокоены, потому что многие из них и так предустанавливали на продаваемую технику что-нибудь наше. Да и компания Apple, по-поводу непримиримой позиции которой были особые опасения, как выясняется, не так уж непримирима. И предустанавливает как сторонние приложения, например, YouTube или Facebook, так и выполняет требования национальных законодательств — например, в Китае при первом запуске устройства предлагает выбрать местную поисковую систему Baidu.
Конечно, без ответа остается главный вопрос: а зачем? На этот вопрос нам отвечает не кто-нибудь, а Федеральное бюро расследований США. В письме которого демократическому сенатору Чаку Шумеру прямо сказано: любое мобильное приложение, разработанное в России, американская контрразведка расценивает как потенциальную угрозу национальной безопасности США. В том числе и популярную программу для модификации лиц на фотографиях FaceApp, которой и касался запрос.
А поскольку мы с вами знаем, что природа парламентской демократии одинакова в любой стране мира, то, стало быть, и в нашей стране кто-то расценивает как потенциальную угрозу любую программу, написанную не в нашей стране. И сообщил это свое мнение парламентариям. А те уже, как водится, приняли меры.
Да что там далеко ходить — вон, у соседей, на Украине, от президента требуют вообще выгнать Apple. А имеющуюся у населения «яблочную» продукцию изъять и уничтожить. Потому что с некоторых пор программное обеспечение Apple, работающее в России, показывает Крым как регион нашей страны. Ну, то есть это троллинг, конечно, тем более, что на территории Украины Apple показывает Крым так же, как показывала раньше.
Но дело в том, что парламентская демократия шуток не понимает. И если в одной стране мира считают, что приложение, изменяющее лица, может быть угрозой национальной безопасности, а в другой стране считают, что покупатель устройства сам не в состоянии поставить себе приложение, то в третьей стране вполне могут поступить и радикальнее. Тем более, что радикальные методы решения проблем — национальная традиция этой страны.
Но, повторюсь, в нашем случае всё не так страшно. Мы и так используем отечественные карты, навигаторы и агрегаторы такси, мы и так сидим в своих социальных сетях, переписываемся в собственных мессенджерах, смотрим наши интернет-кинотеатры и слушаем музыку на наших собственных стримингах.
A c производителями устройств, как показывает опыт других стран, вполне возможно договориться.