Взгляд Максима Кононенко На каждую Грету Тунберг есть работающий в шахте мальчик из Конго

18 декабря 2019, 14:35

Персоны

Реплика Максима Кононенко на «Вестях FM».

Природа не терпит пустоты, говорил Аристотель. В природе обязательно всё уравновешивается. И все те процессы, которые мы в последние пару десятилетий наблюдаем вокруг озабоченности человечества экологическими проблемами, служат ярким подтверждением основополагающего тезиса древнегреческого философа.

О том, что для получения экологически чистой электроэнергии надо сжигать углеводородное топливо, лишний раз повторять давно уже неприлично. То, что гидроэлектростанции приводят к нарушению гидрологического режима крупнейших рек, тоже давно уже – общее место. Вода не течет, рыба не мигрирует, реки мелеют. Про атомную энергетику не будем даже и говорить. Если бы даже не было Три-Майл-Айленда, Чернобыля и Фукусимы, сама по себе добыча урановой руды – процесс, весьма далекий от любых стандартов экологичности.

С солнечной энергией тоже всё не в порядке. Производство солнечных батарей – чрезвычайно токсичный процесс, а ведь их потом еще надо будет утилизировать. Ветряные генераторы создают тень, шум и вибрацию, мешают птицам и портят прекрасные виды. А самое главное — и солнечные, и ветряные электростанции требуют аккумуляции электроэнергии, потому что их работа непостоянна. А хранение электроэнергии — процесс до сих пор крайне неэффективный и тоже токсичный.

И вот вам очередной прецедент: представляющие 14 семей из республики Конго адвокаты подали коллективный иск к компаниям Apple, Google, Tesla, Dell и Microsoft. Потому что их дети, добывавшие кобальт для производства литий-ионных аккумуляторов, пострадали. А транснациональные корпорации якобы знали, что на кобальтовых шахтах в Конго используется детский труд.

Конечно, подоплека любого подобного иска понятна — IT-гигантам проще заплатить жадным американским лойерам многомиллионные отступные, чем вступать в неприятный судебный процесс. Но Интернет уже полнится мемами с одной шведской девочкой, требующей переходить на электроэнергию, и конголезским мальчиком, который отвечает: «Грета, я добываю кобальт так быстро, как умею». Потому что природа не терпит пустоты. И на каждую шведскую девочку, которую катают на яхте, есть мальчик из Конго, который работает в шахте.

А в результате совместного действия всех этих сил получается что? Правильно — та самая пустота, которую не терпит природа. Согласно классическому произведению Ивана Крылова про лебедя, рака и щуку.

А раз природа пустоты не терпит — то, значит, она эту пустоту обязательно чем-то заполнит.

Правда, мы с вами, то есть человечество, об этом, вполне вероятно, уже не узнаем.

Взгляд Максима Кононенко. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация