Бессмертные песни Первым делом самолёты

23 августа 2020, 12:42

Во время Великой Отечественной войны Николай Ефимович совершил 212 боевых вылетов на знаменитом штурмовики Ил-2. Немцы прозвали его "черной смертью", а наша пехота называла его "летающий танк". Николай Ефимович Оловянников участник Курской битвы, операции Багратион, штурма Кенигсберга.

В конце мая, после Победы, командир полка вызывает меня и говорит, что вот мы тут с замполитом посоветовались, была команда – мы хотим направить тебя в Москву для участия в Параде Победы, который состоится 24 июня 1945 г. В нашей дивизии 3 полка, из каждого полка – по два человека. Из шести человек – 5 Героев Советского Союза.

Виктор Николаевич Алешин, гвардии подполковник в отставке, военный летчик 1 класса, участник боевых действий в Афганистане и Эфиопии, ветеран 194 гвардейского Краснознаменного Брянского военно-транспортного авиационного полка имени Героя Советского Союза Николая Францевича Гастелло:

Сегодня я хочу рассказать об уникальном случае и герое, его совершившем- бортовом технике Сергее Николаевиче Уткине.
Случай этот красноречиво описан очевидцем тех событий, ныне здравствующим, штурманом Александром Боднаром в его книге «О времени и о себе», а также в книге Виктора Гастелло и Евгения Щапова «ТБ-3 вступают в бой».
Это случилось 24 октября 1944 года. . В эту ночь экипаж Ли-2 заместителя командира эскадрильи Петра Федоровича Губина в составе: штурмана отряда Леонида Котляревского, борттехника Сергея Уткина, штурмана-стажера Анатолия Тягай, второго летчика Василия Шишкина, стрелка-радиста Степана Домашенко и воздушного стрелка Алексея Шведина выполняли боевой вылет по доставке вооружения и боеприпасов с аэродрома Львов на аэродром Три Дуба в Словении. После разгрузки они взяли на борт 11 раненых словаков и медицинскую сестру Алицу Браун и вылетели обратно.
После взлета взяли курс на Львов. На высоте примерно 2000 метров пробили облачность, вдруг голос воздушного стрелка: «Слева, снизу истребители». Снизу прошла огненная трасса, в ответ длинная
очередь Шведина, глубокий маневр летчика. Еще одна огненная трасса истребителя, снаряды и пули пробили левую плоскость, вспыхнул ярким пламенем мотор. Атаки истребителя не прекращались, самолет стал неуправляем, загорелись бензобаки, кабину охватило пламя и заволокло дымом. Машина стала падать.
- Всем прыгать! – приказал Губин и, закрыв лицо от пламени меховым воротником, с трудом выбрался в общую кабину.
Домашенко и Шведин прыгнули с надетыми парашютами – на них были парашюты летчиков, которые надеваются вместе с подвесной системой. У остальных членов экипажа парашюты летнабов (штурманов), подвесная система на них, а парашюты висят в общей кабине на крючках. Борттехник Уткин получил сильные ожоги, но нашел силы, чтобы прикрепить парашют к подвесной системе, и собирался выпрыгнуть, но увидел командира, выходящего из пилотской кабины без парашюта (его парашют горел в кабине).
«Цепляйтесь ко мне!» – крикнул он Губину. Командир пристегнул свою подвесную систему к парашюту Сергея, и они поползли к открытой двери. И когда она уже была совсем рядом, произошел взрыв. Самолет развалился. Уткин и Губин оказались в воздухе. Уткин нащупал вытяжное кольцо парашюта, выдернул его, парашют раскрылся, и они приземлились на лес. Скорость снижения была слишком большой, но купол парашюта зацепился за крону дерева, что смягчило удар о землю. К счастью, оба остались живы.

Офицер запаса капитан Жмуров Артём Васильевич:

В нашей семье я в третьем поколении в авиации: дедушка был летчик – Медведев Василий Федорович. Есть фотографии дедушки, знаю, что во время войны был летчиком-истребителем. После войны – летчиком-испытателем в Кольцово, в Екатеринбурге. При испытании авиационной техники разбился. Папу назвали в честь него, он тоже Василий, родился 22 декабря 1943 года и с детства мечтал пойти по стопам своего отца.

Николаев Владимир Валентинович – майор в отставке.
В 1970 году поступил в Оренбургское Краснознамённое Высшее авиационное училище летчиков имени Ивана Семеновича Полбина, которое закончил в 1974 году. После окончания училища был направлен на Краснознамённый Черноморский флот, в посёлок Мирный, в Евпатории. 318 отдельный противолодочный полк, где и прослужив почти всю жизнь – только семь лет на Камчатке.

У меня в семье старшие братья моей мамы воевали в Великую Отечественную войну. Вот старший брат – дядя Андрей с 1941 года по 1944 был на фронте. Он был артиллерист. 27 июля 1944 года он погиб при освобождении Польши. Он с 1922 г. Ну и второй брат Николай – тоже воевал, был в войсках РГК, он прошёл войну вплоть до 1945 года.
Мою профессию сейчас продолжил сын мой – Владимир Владимирович Николаев. Он сейчас является заместителем командира полка по лётной подготовке в гарнизоне Кача – 318 отдельный смешанный полк. Также лётную династию продолжает и внук, который поступил в этом году в Воронежское авиационное училище, он у нас тоже в авиации. И Николаева Надежда Алексеевна – жена моя и мать моего сына, она тоже окончила службу старшим матросом, служила в морской авиации, на Камчатке служила в армейской авиации. Все тут авиаторы собрались – получается "Марш авиаторов"!

Бессмертные песни. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация