Политес Как зевать по этикету
Персоны
Сегодня в "Политесе" учимся зевать по этикету. В студии радио "Вести ФМ" Татьяна Гусева, здравствуйте. Считается, что зевать в обществе нельзя, но застраховать себя от этого невозможно, это естественный рефлекс, и стесняться его не стоит. Однако контролировать свои действия в этот момент просто необходимо, считает наш постоянный эксперт, педагог-консультант, специалист по этикету и протоколу Алена Гиль.
Гиль: Дело в том, Татьяна, что это естественная реакция организма. Кстати, отправляясь в какую-нибудь страну, мы должны изучить и принятые там правила по части вот таких естественных реакций организма - зевание, чихание и проч.
Гусева: То есть вы ведете к тому, что зевать в каких-то странах нужно очень и очень осторожно.
Гиль: Я думаю, что зевать нужно везде осторожно, но к некоторым реакциям организма в каких-то странах относятся очень снисходительно, а в других не снисходительно. И если у нас, например, не снисходительно относятся к какой-то реакции организма, а при нас иностранцы делают это совершенно легко и непринужденно, то нас это вводит в состояние крайнего смущения, и мы начинаем это показывать, что, боже мой, какой ужас, какая неделикатность. А человек не понимает, отчего мы так смущены. Поэтому, вот как ни странно, есть какие-то вещи, которые опытные путешественники, стараются узнать заранее, чтобы более-менее комфортно себя чувствовать в любой стране. Но вот, вы понимаете, скажем, зевание. Что такое зевание? Если позволите, как выдающийся физиолог современности, я расскажу своими словами. Дело в том, что для того, чтобы организм нормально функционировал, ему нужно определенное количество кислорода. И если этого кислорода не хватает, ну вот в комнате, допустим, душновато или там что-то еще, организм должен это восполнить, это физиология. И если организму это надо, то мы с этим сделать почти ничего не можем. Так же и зевание - это собственно такой широкий забор воздуха для пополнения запасов кислорода.
Гусева: То есть стесняться этого не нужно.
Гиль: Это настолько жизненно важно для человека, что вот негативно к этому относиться... Я всегда говорю: если у вас грязные ботинки - вы в этом виноваты, если вы не причесаны - вы виноваты, вы неряха. Но если организм решил зевнуть, то здесь вашей вины нет, так природа сейчас распорядилась. Но это не значит, что это можно делать везде и всегда, где тебя эта история застала.
Очень многие вещи в коммуникации строятся на базовых инстинктах. Инстинкт самосохранения - это базовый инстинкт. И если возникает какое-то движение где бы то ни было, мы всегда будем реагировать на этот движущийся объект. Почему? Потому что а вдруг это угроза жизни, вдруг нужно спасаться. Знаете, бывает, когда человек хочет зевнуть, он сначала такие гримаски строит, мы на него смотрим и думаем: что такое? Потом видим эти гримаски и думаем: а, наверное, человек зевать будет. И мы не обращаем внимания, потому что ну что делать, вот так случилось. А когда человек ни с того, ни с сего вдруг начинает, знаете, громко зевать, широко разевая рот, а мы инстинктивно реагируем и на звуки, и на движущийся объект, то мы, знаете, как раз упираемся взглядом в широко разинутый рот какого-то там хорошего человека.
Но у меня всегда, знаете, такой внутренний монолог: ну почему это я должна обозревать чужие стоматологические проблемы? Но с 35-й стороны мне говорят: не хочешь - не смотри. Но уловить этот момент, когда ты реагируешь на вот это движение, достаточно сложно. И еще. В нашей культуре, насколько я знаю, скажем, бытовала такая история, что когда человек широко разевает рот, то душа может выскочить наружу или черт заскочить внутрь. И поэтому принято было крестить рот.
А вы понимаете, что когда человек крестит рот, он все равно инстинктивно прикрывает его рукой. Или можно просто прикрывать рот рукой. Допустим, из этих соображений - уж по светским ли причинам, по религиозным ли причинам, но люди обычно прикрывали рот рукой, чтобы не шокировать окружающих своими какими-то не очень красивыми гримасками. Почему это ушло из культуры - я не могу объяснить.
Полностью слушайте в аудиоверсии.