Я из будущего История Терпсихоры. Русский балет начала XIX века

17 января 2021, 10:08

Персоны

Каким был балет в XIX веке? Об этом Екатерина Некрасова и Андрей Карташов беседовали в программе "Я из будущего" на радио "Вести ФМ".

НЕКРАСОВА: Мы с историком Андреем Карташовым сегодня в 1816 году, в Петербурге, в театральной школе. Я учусь на балерину, мне 14 лет, и надеюсь, что когда-нибудь буду блистать на сцене Большого. Только не того, который в Москве, его еще нету даже.

КАРТАШОВ: Еще пока все впереди.

НЕКРАСОВА: А Большого (Каменного) театра в Санкт-Петербурге. Вот-вот его откроют после реставрации, а реставрация соответственно после пожара. Ну а пока готовлюсь, оттачиваю мастерство, учусь пируэтам. Но в данный момент я учусь географии. Это мне дается явно хуже, чем танцевальные па. И вот как-то меня к доске вызывают, Андрей Николаевич.

КАРТАШОВ: Сейчас надо быть внимательной. Но не слушать подсказки, не слух напрягать, а скорее зрение. Ну на доске контурная карта, страны отмечены разными цветами.

НЕКРАСОВА: Но без названий.

КАРТАШОВ: Но без названий. А вы с девчонками договорились заранее.

НЕКРАСОВА: А, мы все-таки придумали?

КАРТАШОВ: Ну а как же, а как иначе-то, прогресс не стоит на месте.

НЕКРАСОВА: Так.

КАРТАШОВ: Подружки будут показывать тебе такие маленькие ниточки – шерстинки разного цвета. Скажут тебе, например, "покажи Англию", и Англия на карте такого цвета, какую ниточку тебе твоя подруга покажет, ну как бы случайно будет наматывать, например, на палец синего цвета нитку шерстяную. Соответственно тебе нужно будет указкой указать на страну, отмеченную синим.

НЕКРАСОВА: Синим, понятно. И как-то все получилось. Но впереди-то еще арифметика, Андрей Николаевич.

КАРТАШОВ: Там, конечно, с ниточками-то будет трудно.

НЕКРАСОВА: Не пройдет, да, абсолютно.

КАРТАШОВ: Да. Но там надо другой способ, тоже известный вам очень хорошо. Тут надо сказать, что вчера был спектакль, вчера приходилось танцевать очень много на сцене, очень болят ноги.

НЕКРАСОВА: Ноги очень болят, да.

КАРТАШОВ: Вот. И ты просишь господина учителя разрешить отвечать не у доски, а с места.

НЕКРАСОВА: А он говорит: "Да, я видел ваш спектакль. Вы действительно блестяще танцевали. Сидите-сидите…"

КАРТАШОВ: И вот тут в этот момент уже надо будет напрягать не зрение…

НЕКРАСОВА: А слух. Потому что, конечно, со всех сторон летят подсказки, слава богу.

КАРТАШОВ: Ну, и отлично, вот и получилось.

НЕКРАСОВА: Но вот помимо утренних занятий, помимо учебы и самой по себе риторики, мальчики занимаются фехтованием. Мы вообще-то еще и репетируем, потому что периодически даже нас, 14-летних девушек, привлекают к участию в больших серьезных спектаклях.

КАРТАШОВ: Ну, я бы сказал "массовка нимф".

НЕКРАСОВА: А сейчас как раз господин Дидло репетирует балет "Ацис и Галатея". И у Авдотьи Истоминой будет там дебют, она будет исполнять Галатею. Вы знаете про что балет-то?

КАРТАШОВ: Вообще первый раз слышу.

НЕКРАСОВА: Это по "Метаморфозам" Овидия. Сюжет там такой. Морская нимфа Галатея полюбила Ациса. Ацис, естественно, влюбился в нее. Но, как на беду, не он один – еще и циклоп Полифем. Ну и, как вы думаете, чья взяла? Конечно, циклоп бросает в Ациса скалу, Ацис погибает. Галатея безутешна, обращается к своему отцу богу Нептуну превратить кровь Ациса в реку, и у вод этой реки она и ищет утешения. Такой сюжет, он очень популярный. Истомина в роле Галатеи. В роли Ациса, вы думаете, мужчина? Нет, балерина Новицкая.

КАРТАШОВ: Катя, а вот ты заметила, что название спектаклей все время состоит из двух слов: "Аполлон и Дафна", "Зефир и Флора", "Руслан и Людмила", "Тесей и Ариадна". Оказывается, "Руслан и Людмила" – не просто так, а это некое такое продолжение традиционных названий. Начиная с конца 18-го века, названия, как правило, состоят из двух слов – мужское имя и женское, и сюжет строится на античных мифах. А уже Александр Сергеевич Пушкин, так сказать, от античных мифов ушел.

НЕКРАСОВА: Перенес на родную землю. Но подождите, "Руслан и Людмила" – это еще через 8 лет Дидло поставит вот здесь же, на сцене Большого (Каменного) театра. Истомина там, естественно, будет играть роль Людмилы. Но, Андрей Николаевич, никакого Пушкина в афише-то не будет, мы с вами понимаем. Было написано, что просто основано на русском предании народном с некоторыми прибавлениями.

КАРТАШОВ: Почему?

НЕКРАСОВА: А потому что был он в это время в опале. Но сначала последовала южная ссылка (мы помним) за оду "Вольность". Но и на юге он впал в немилость у крымского губернатора графа Воронцова, который его решил отправить и оттуда. Ну и уже куда было ехать? Конечно, в Михайловское, в поместье к его матери. Но это будет еще нескоро. А пока репетируем "Ациса и Галатею", я играю там Флору.

Слушайте в аудиофайле

Я из будущего. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация