Наш XX век Берия: от космоса к репрессиям
Персоны
Лаврентий Берия обсуждался, обсуждается и будет обсуждаться. Был ли в его доме склад черепов, действительно ли красивые девушки пропадали почем зря? От кровавого убийцы до эффективного менеджера. Как относиться к роли этой личности в истории?
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Дмитрий куликов, Армен Гаспарян и Гия Саралидзе. Всех приветствую.
КУЛИКОВ: Здравствуйте.
ГАСПАРЯН: Приветствую.
САРАЛИДЗЕ: Сегодня мы решили поговорить еще об одном политическом деятеле. Лаврентий Берия – заместитель председателя Совета народных комиссаров, член Государственного комитета обороны, народный комиссар внутренних дел, генеральный комиссар государственной безопасности. Можно перечислять вот те должности и те его функции, которые он выполнял, но я, наверное, не открою большую тайну, что есть абсолютно разные точки зрения на деятельность этого человека. Наверное, личность, которая обсуждалась, обсуждается и, думаю, еще будет обсуждаться, и абсолютно диаметрально противоположные оценки его деятельности ставятся – от кровавого убийцы и чуть ли не маньяка до эффективного менеджера, как некоторые его называют. Попробуем разобраться в том, что из себя представлял этот человек и что он сделал в истории нашего государства, хотя понимаю, что будет непросто.
КУЛИКОВ: Ну, будет непросто. Понятно, что глупо было бы, допустим, нам ставить сейчас цели развенчать одну концепцию или другую. Но, слава богу, какие-то совсем абсурдные такие вещи, понимаешь, там типа: охотился специально за всеми красивыми девушками, чуть ли не в доме там у него в подвале можно было бы найти склад костей и черепов, и так далее. Кстати, все это очень интенсивно продвигалось, например, в конце перестройки, там в начале 90-х годов. Вот. При этом точно, вот другую сторону: нельзя сказать, что Берия был таким, ну не знаю, вот занимался только там, например, космосом, а к репрессиям и к тем методам, которые реализовывались, не имел никакого отношения. Имел, конечно. Конечно, реализовывал. В том-то и сложность, что все это нужно рассмотреть как единое целое. В этом смысле он соответствовал полностью, конечно же, своему времени, и он соответствовал полностью тому условию, который оказался у власти, который за нее боролся. Я имею в виду сталинскую группу прежде всего, которая боролась за власть внутри Советского Союза и внутри партии с конца 20-х, с середины 20-х годов до середины 30-х, когда эта борьба увенчалась в том числе и массовыми репрессиями. И Берия, безусловно, принадлежал именно к сталинской группе и, безусловно, выполнял те функции и те задания, которые ему поручались. Причем, вот именно в таком спектре – от реорганизации МГБ, НКВД до создания ядерной промышленности. Ну, кстати, посмотри какой веер – в принципе, одна функция абсолютно, скажу так, негативная, а другая абсолютно позитивная. И то, и другое он сделал…
САРАЛИДЗЕ: Ну вообще к личности. Ведь Берия в органах разведки и контрразведки с 1921 года, Армен, если я не ошибаюсь. Причем, начало его деятельности вовсе не к Грузинской ССР относится.
КУЛИКОВ: А к Азербайджану, да.
ГАСПАРЯН: Ну давай скажем сразу, что Берия не относился к числу кадровых чекистов и все время воспринимал эту работу как некую партийную необходимость. И при первой же возможности он от нее сбегал. Это было как на уровне Грузинской Советской Социалистической Республики, когда он перешел работать в ЦК грузинских большевиков. Это было и на уровне уже, как бы мы сейчас сказали, федеральном, когда Берия начал курировать совершенно другие истории. При всем при этом, когда мы говорим про Берию, мне кажется, одна из ключевых ошибок, что он у нас становится один вот, некий такой вот человек, который объединяет в себе все возможные грехи или все возможные добродетели. Берия неотделим от своей команды – нравится это кому-то или нет...
Слушайте в аудиофайле!