Картинка

Подземка Легенды о станции метро «Маяковская», которые оказались правдой

16 июня 2019, 12:32

Персоны

Что общего у московского метро и дирижабля? И как получилось, что одна из самых глубоких на момент своего создания станций оказалась самой воздушной?

Станция глубокого заложения (34м) – действительно выглядит лёгкой и светлой. В то время перед архитекторами стояла непростая задача: пассажиры, находясь глубоко под землёй, не должны были чувствовать, что находятся под внушительной толщей столичного грунта. Архитектору Душкину удалось не только замаскировать глубину, но и создать иллюзию дневного света на станции.

Первоначальный проект разрабатывал архитектор Самулил Кравец. По его замыслу облик «Маяковки» отличался от того, который мы можем видеть сегодня, и напоминал, скорее, театральное фойе. Да и станция, планировалось, должна была называться иначе – «Триумфальная площадь».

Но «что-то пошло не так». Стали проседать грунты, на своде появлялись трещины. И работу над проектом передали Алексею Николаевичу Душкину. К тому моменту архитектор уже поразил воображение москвичей, создав подземный дворец – «Кропоткинскую».

За создание «Маяковской» он взялся с фанатизмом. Жена Душкина вспоминала, что, размышляя над проектом, он просил её снова и снова играть Баха и Прокофьева – для вдохновения. По воспоминаниям коллег, он работал как одержимый, всё время рассчитывал, записывал и зарисовывал. О том же говорят и сохранившиеся эскизы. На одном из них сбоку список продуктов:

- 2 л молока

- Яиц 15 шт.

- Хлеба чёрного, белого

- Песку

- Манки и т. д.

Рассказывает координатор общественного движения «Архнадзор», историк транспорта Юрий Егоров:

«Есть эскиз «Маяковской», где достаточно тщательно уже прорисованы колонны, со всеми деталями. И буквально поверх всего этого синей ручкой врисованы эти вот известные купола. Не знаю, как оно было на самом деле, но такое впечатление, что человека просто осенило, и вот он пока не забыл, пока мысль не ушла, он просто схватил первое, что было под рукой, и пошёл рисовать эту идею, просто чтобы не ушла».

Идея была воплощена. 34 купола у своего основания подсвечены множеством светильников, в их сводах – мозаичные панно художника Александра Дейнеки «Сутки советского неба». Картины можно увидеть, лишь встав непосредственно под ними и запрокинув голову – точно в таком положении, в котором мы смотрим на небо. Такой приём усиливает ощущение, что в потолке есть окна, через которые можно увидеть солнце и облака.

Новатор Душкин отказывается от тяжеловесных пилонов в пользу лёгких колонн, подчёркнутых стальными лентами. Эти элементы создали ощущение воздушности. И, кстати, породили немало слухов и домыслов. Существует легенда о том, что в обрамлении арок использованы шпангоуты (рёбра жёсткости) разобранного дирижабля Циолковского. На самом деле нет. Но «Дирижабльстрой» действительно помог. Только там имелись станки, на которых удалось создать гофрированные металлические элементы оформления арок. И с ними же связано ещё немало городских легенд.

«Если к желобку арки сильно прижать монету, и запустить её вверх, то она прокатится по всей дуге, и приземлится с другой стороны. Мы сейчас это проверим.

Получилось. Монета прикатилась ко мне».

А если два человека встанут через платформу у противоположных колонн, и будут говорить в тот самый металлический жёлоб, то услышат друг друга даже несмотря на шум от проходящих поездов.

«Звучать это будет приблизительно так. Любопытно, свидетелями скольких сокровенных разговоров стали эти арки!»

В оформлении станции архитектор раскрывает тему авиации практически во всём. Например, рисунок на полу первоначально был тем же, что и сегодня. Но во время ремонта незначительно изменили раскладку плит. Раньше квадраты по бокам от осевой линии были набраны из нескольких продолговатых частей мрамора. И в этом также был особый замысел: такое решение создавало ощущение динамики, а платформа станции ассоциативно напоминала взлётную полосу – продолжает Юрий Егоров:

«Вот этими совершенно незаметными деталями, вот этими шовчиками на мраморе. Она даже не видна, она чувствуется подсознательно. И мы разбегаемся по этой станции, и в конце у нас эскалатор с этими фонарями – с этими огнями взлётной полосы. И мы взлетаем наверх со станции «Маяковская» вот туда наверх к тем самым куполам с «Сутками советского неба» – с работами Дейнеки, с вот этим пронзительным светом, таким ярким, лёгким. Действительно, взлетаем из подземелья вот в тот самый ясный день, в ту прекрасную советскую действительность, которую нам представил Александр Дейнека в мозаиках на куполах станции».

Любопытно, что ширина платформы «Маяковской» меньше, чем ширина платформ многих других станций, построенных в тот период – всего 14,3 метра. Для сравнения – на Площади Революции это расстояние составляет 22,5м. И тем не менее выглядит она просторнее. Игра со смешением стилей «сталинской неоклассики» и «ар-деко», изящный декор. И снова тема полёта – буквально в каждом элементе:

«Если мы выйдем на какую-либо из платформ, посмотрим наверх – ребристый потолок. Он такой, как будто из отдельных ячеистых элементов набран. Такие кессоны продолговатой формы. А ведь это тоже – конструкция крыла самолёта. Если мы найдём где-нибудь самолёт, и сможем его разобрать, крыло, действительно, по такому принципу и строится. Кладётся несущая горизонтальная балка, которая держит всё крыло, а на неё нанизываются рёбра, которые придают крылу вот эту обтекаемую форму, которая, собственно, и образует подъёмную силу».

А вот бюст самого поэта появился уже позже – после войны. Душкину даже предъявляли претензии: не забыл ли он, кому посвящена станция? Но на это у архитектора был элегантный ответ: начитавшись Маяковского, невозможно самому не стать новатором. Юрий Олеша называл творение Алексея Душкина «стальной кофтой Маяковского». Был уверен: поэт, влюблённый в индустриализацию, наверняка пришёл бы от этой станции в восторг.

11 сентября 1938 г. «Маяковская» была открыта в составе второй очереди Московского метрополитена. Уже через год проект получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В павильоне СССР несколько секций станции были воссозданы в натуральную величину, а для создания перспективы использовали зеркала. В конце 80-х станция получила статус памятника архитектуры. В 2001 году правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.

В годы войны станция работала как бомбоубежище. На ней располагались госпиталь и детский сад. А в ноябре1941 года здесь прошло заседание Московского совета депутатов трудящихся по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. С докладом выступил Сталин.

В 1976 году на «Маяковской» проходили съёмки фильма «Ансамбль неудачников». По сюжету, молодёжь, провалившая экзамены в театральный институт, устраивается на работу в метро и влюбляется в подземку. На станции Московского метрополитена звучит легендарная «Шизгара» – несостоявшиеся артисты дают концерт для своих коллег.

Есть у станции и ещё одна особенность: в связи с увеличением пассажиропотока количество вагонов в составах увеличили до восьми. Тогда оказалось, на станциях «Маяковская» и «Павелецкая» поезд не помещается на платформе полностью. В этих местах было сделано небольшое углубление в тоннеле шириной полметра. Поэтому для пассажиров на этих станциях звучит особенное объявление:

«Уважаемые пассажиры, будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона».

Подземка. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация