Книги Шишина написала рэп о давящей пустоте
Персоны
С обзором литературных новинок - Сергей Шаргунов в рубрике "Книги" на радио "Вести ФМ".
Джонатан Луиттелл. "Благоволительницы". Этот исторический роман французского писателя американского происхождения написан от лица офицера СС Максимилина Ауэ, одного из рядовых нацистов. Действие книги разворачивается на Восточном фронте (Украина, Северный Кавказ, Сталинград), в Польше, Германии, Венгрии и Франции. Роман - европейский бестселлер, получивший Гонкуровскую премию. Критики отмечают невероятную историческую точность и дотошность писателя.
"Блобель сидел на кровати в сапогах, но без кителя и размахивал пистолетом; Кальсен стоял рядом с ним и пытался направить пистолет в стену; окно разлетелось вдребезги; на полу я заметил бутылку шнапса".
Вышла книга рассказов Михаила Новикова "Природа сенсаций". Автор, известный как литературный обозреватель газеты "Коммерсант", погиб в автокатастрофе в 2000 году. Мало кто знал, читая книжные заметки Новикова в московской прессе, что он пишет мастерски отточенные рассказы. Критик Михаил Трофименков справедливо говорит об этой прозе: "Сочинить сон так, чтобы он казался сном увиденным,- это класс". В данную книгу избранных рассказов Новикова включены тексты как уже публиковавшиеся, так и не опубликованные прежде.
А недавно мне попалась весьма оригинальная книга "Технозой" поэта и психиатра Юлии Шишиной. Увы, вряд ли многие слышали об этой книге и этом поэте. Между тем, книга живая, яростная, с вкраплениями иконок, картин, коллажей, слоганов. Книга о давящей пустоте. Эпиграф взят у французского мыслителя Жака Аттали: "Системой мира станет эфемерность". Книга о многообразных злобных и пошлых масках мира, за которыми - пустота, и, в сущности, о всеобщем безумии. А стихи - отличные. Грубые, рваные, искренние. Просто - крутые. Такой русский рэп.
"Помню, когда я в институт поступала...
Мать на коленях меня умоляла:
- Не ходи в "Медицинский",
Мало тебе, что я страдала!
А когда я выбрала психиатрию,
Опять: "не надо!"
- Ну еще бы офтальмология, гинекология, терапия...
Но не психиатрия! - Это дорога к аду. -
Прожив жизнь, я заключаю:
Люди - по сути, всего лишь
"Носители химер",
Бредущие по времени,
По самому его краю.
Химерические надежды в себе несут...
Страдают...
Бредут, бредут, бредут!
И умирают...
О, как же я им сострадаю:
Подъем - мучителен.
А спуск крут!"
"Эволюция. Триумф идеи" - книга Карла Циммера из серии научпоп. То есть доступное изложение научных концепций. Автор сообщает о множестве поразительных открытий из жизни животных, птиц и насекомых, позволяющих задуматься о людских нравах и этике.
Циммер верит в общего предка человека и шимпанзе, который обитал на Земле семь миллионов лет назад. Он полагает, что позже у обезьяны начал мутировать один из генов, его эволюция сыграла важнейшую роль в разрастании коры головного мозга, отвечающей за абстрактное мышление. Эта вера Циммера может кого-то покоробить, но, кроме теории родства человека и обезьяны, в книге содержится множество важных и крайне любопытных сведений о генах, эволюции, психологии. Такие сведения особенно актуальны в эпоху примитивизма и бескультурья. Между тем, теперь ученые могут сравнивать геном человека с геномами сотен других видов, включая крыс, цыплят, и рыбок данио-рерио. Поскольку каждый из этих видов располагается на собственной ветви древа жизни, ученые, сравнивая геном человека с другими геномами, могут узнать больше о древнем человеке.
Это книга в том числе и о том, что гены влияют на личность, интеллект и поведение. Циммер, похоже, скорее агностик, но он с удовольствием цитирует суждения других ученых - евангельского христианина, католика и деиста. Вот одна из интересных ему цитат:
"Бог, который руководит эволюционным процессом, это не беспомощный пассивный наблюдатель. Скорее Он тот, чей гений породил наш плодотворный мир, где процесс непрерывного творения вплетен в саму ткань вещества".
"Из Высоты" - книга стихов Андрея Новикова-Ланского. Критик Дмитрий Бавильский написал на обложке так: "У каждого из нас свои способы бегства от действительности. Андрей Ланской бежит в традицию. Там ему уютнее. Он не стилизует, он так живет. Там". Стихи Ланского изящны, прозрачны, исполнены благородного обаяния, чуть надменны, но и печальны. Они как бы подернуты прохладным туманом, и призраки прохаживаются сквозь этот туман.
"Мне дорогу черный кот безродный
уступает - и отводит взгляд.
Каменеет строгостью народной
у ворот поставленный солдат.
Подхожу - и чувствую, что поздно,
что часов уже отыгран бой.
Лишь цветы красуются бесслезно
на земле забытые тобой".
Джонатан Луиттелл. "Благоволительницы".
Михаил Новиков. Природа сенсаций.
Юлия Шишина. Технозой.
Карл Циммер. Эволюция. Триумф идеи.
Андрей Новиков-Ланской. Из высоты.