Книги Поэзия была, есть и будет
Персоны
Сергей Шаргунов о поэзии и менеджменте - в рубрике "Книги" на радио "Вести ФМ".
В этот раз хочется поговорить преимущественно о стихах. О них же редко вспоминают в эфире. Как будто их нет. А они есть.
"Тропою трав" - книга стихов Натальи Рубинской, привезенная мной из недавней поездки в Челябинск. Книга о детской доверчивости миру (первая часть так и озаглавлена "Детская музыка"). Здесь все вперемешку и все кажется детским - домашние заговоры, завывания метели, солнечный жар. Сборник Рубинской завязан на любви к Марине Цветаевой, с чьей сестрой Анастасией автор близко дружила. А еще в этой книге есть то иррационально-тревожное, без чего поэзии никак нельзя:
"Оставили вязкое кладбище,
там хламы да ямы кругом,
вернулись в привычное капище,
полуденный город и дом,
но чьи-то бесплотные мордочки
в плечо мое дышат теперь,
и ржавые елки и звездочки
стучатся в фанерную дверь".
Еще о стихах. Вышел календарь со стихами и черно-белыми фотографиями. Придумала его Вероника Криворотько, снимал Александр Роданский, а свои стихи к иллюстрациям подарили современные поэты - Андрей Родионов, Владимир Богомяков, Всеволод Емелин, Евгений Лесин, Юлия Беломлинская, Владимир Нескажу. Стихи преимущественно гениальные. О тоске, внутренней свободе и о чем-то природном, нутряном, настоящем, диком. Как-то они правильно подобраны рядом в календаре - стихи. Вот, например, Беломлинская:
"Идет германец, не качается,
В медвежьем шлеме, с песьей мордою...
А у меня - бинты кончаются,
И доктор пьян,
И нету морфия..."
Опять стихи. "Марш людоедов" - новая, пятая книга поэта Данилы Давыдова. Абсурд как уют - так бы я сформулировал ощущение от книги. Поэт Давыдов превращает неожиданный, странный прием в традиционный, естественный. А ведь, в сущности, логичная гладкая речь - это безумие, а неуверенность, хмыканье, за вздохом вздох, рваные, как бы необязательные словечки под нос, гул прохожих - мелодия адекватная сумбуру мира. Такой мир поэт воспринимает и принимает без скрежета зубовного, но с умиленным прищуром. Стихи Давыдова просты и многозначны. Кое-что может прочитываться как экзистенциальный пароль и одновременно эстрадное подбадривание прекрасных дам:
"а вот когда уже туда уж
и прочий замуж невтерпеж
тогда действительно мы замуж
но мир хорош".
И наконец, "Знаки препинания". Книжица Анны Аркатовой. Стихи из будуара. Без всякой молельни. Упругие и достоверные.
"Я отключила дальний свет -
Теперь мы движемся на ощупь,
И рядом никаких примет,
Чтоб делать это было проще.
И никакой такой звезды,
Что падает в момент приватный,
А только я, и только ты,
И выключатель прикроватный".
"Мне нравится" тотчас нажал бы я, появись этот стих в "Фейсбуке".
От поэзии к менеджменту, эффективности, рациональности и прочей чепухе. Давеча мне подарили книгу авторства Дмитрия Медведева. Правда, он не тот, о ком вы подумали - совпадение. Книга называется длинно "Эффективный Черчилль. Методы, которые использовал самый известный премьер в мировой истории". Кем бы вы ни были, бизнесменом, спортсменом, или все-таки поэтом, вам, по мысли автора, стоило бы оглянуться на пример Черчилля, умевшего упорядочить свое время. Дисциплина, выдержка, аутотренинг - это, конечно, здорово, да и автор, вероятно, прав:
"Прежде всего Черчилль был блестящим менеджером, умевшим организовывать и свою собственную работу и работу своих подчиненных".
Но все же мнится мне: важны были и психологические качества известной исторической персоны, и банально - выносливость. Вискарь и сигары нон-стоп не всякому позволят быть работоспособным по-черчиллевски. Однако в книге немало забавных подробностей - ценных и для любителя истории и для того, кто мучим вопросом: как бы хитрее распорядиться отпущенным временем. Загвоздка лишь в том: а сколько кому отпущено?
Наталья Рубинская. Тропою трав.
Календарь поэзии на 2012 год.
Данила Давыдов. Марш людоедов.
Анна Аркатова. Знаки препинания.
Дмитрий Медведев. Эффективный Черчилль.