Конфликт интересов Российский ход с ультиматумами дает интересные результаты
Персоны
Ситуация вокруг Донбасса и Украины накаляется. В Москве заявляют, что Киев может пойти на силовое решение проблемы неподконтрольных ему территорий. В ответ звучат обвинения, что Россия готовит вторжение.
На этой неделе впервые с августа прошла встреча политических советников лидеров стран "нормандского формата". Какие интересы у европейских спонсоров украинского урегулирования, как они согласуются – а, скорее, конфликтуют с целями США? Что нужно Киеву? И какой исход устроит Москву?
КОРНЕЕВСКИЙ: В студии Сергей Корнеевский, здравствуйте. На этой неделе в мире ждали начала войны: кто-то – мировой, а кто-то для начала локальной – вторжения России на Украину. Вместо этого дождались ответа запада на озабоченности Москвы в письменном виде и ответа Лаврова на озабоченности запада в устном. Я процитирую: "Если это зависит от Российской Федерации – войны не будет, мы войн не хотим", – сказал министр и добавил, что "игнорировать наши интересы мы не позволим". Заявление Лаврова, конечно, подпортило игру тем, кто все это время нагнетает военную истерию, чтобы заболтать серьезные вопросы российской безопасности и свести их к второстепенным (о безопасности Украины). Между тем, даже в Киеве войны не ждут и уже спорят с американскими и британскими кураторами: Зеленский и Байден плохо поговорили. Когда такое было? Российский ход с ультиматумом дает интересные результаты, обостряя конфликты интересов в отношениях Соединенных Штатов с Европой и Украиной. Об этом будем говорить в нашей программе.
Последние 30 лет США и их союзники строили систему евро-атлантической безопасности, в которой у России не было достойного места. Теперь, опираясь на преимущества в некоторых видах вооружения, а также на союз с Китаем, Москва решила поменять эту ситуацию. Тем более, момент очень удачный: США ослаблены, разделены и не способны проводить последовательную внешнюю политику. Нынешние наши шаги уже заставили американцев впервые за долгое время всерьез отнестись к претензиям России. А ведь раньше все их ответы сводились к пустой демагогии.
Какие шаги могут предпринять США, чтобы вернуть свое геополитическое преимущество? Подробнее об этом будем говорить с директором Фонда изучения США имени Рузвельта Юрием Рогулевым. Юрий Николаевич, здравствуйте.
РОГУЛЕВ: Добрый день.
КОРНЕЕВСКИЙ: Юрий Николаевич, во всей этой игре вокруг Украины, вокруг Донбасса интересы американцев, европейцев и украинцев, как нам кажется, находятся в конфликте. И вот вопрос к вам: а чего хотят добиться США во всем этом?
РОГУЛЕВ: США, конечно, жалко терять такой рычаг давления на Россию, как Украина. И в этом смысле для них Украина имеет как бы двойное значение. Одно из них (о котором я сказал) – давление на Россию. И второе – вот это подогревание конфликта на Украине, оно позволяет дисциплинировать своих союзников в Европе, рисуя, так сказать, образ агрессивный, ненадежной или непредсказуемой России.
КОРНЕЕВСКИЙ: А на что готовы они пойти в случае ну каких-то дальнейших российских действий, как вам кажется?
РОГУЛЕВ: Это хороший вопрос. Мы знаем, что в самих Соединенных Штатах уже, так сказать, ситуация тоже меняется. Я имею в виду то, что раньше было там двухпартийной внешней политикой, сейчас такой не является, идут споры по тем или иным вопросам. И в том числе и споры о том, какую роль Соединенные Штаты должны играть в мире. Мы видим, что в самих Соединенных Штатах появляются политики типа Трампа, которые доходят до уровня президентской власти и говорят о том, что зачем нам этот там восток и прочее, пусть Европа сама себя защищает, мы будем заниматься своими делами. То есть некая усталость от вот того бремени, которое тащили на себе Соединенные Штаты, она наблюдается и в самих Соединенных Штатах. Причем, повторяю, и доходит до высшего политического уровня. Так что это она тенденция. А вторая тенденция – это стремление сохранить свое мировое лидерство всеми правдами и неправдами. То есть ситуация меняется, роль меняется, а попытки и средства остаются прежними. Вот между двумя этими тенденциями и развивается ситуация и в целом в мире, и в самих США. Но это будет процесс достаточно длительный, пока, конечно, Соединенные Штаты до конца не осознают то, насколько меняется мир.
Слушайте в аудиофайле!