Конфликт интересов Что не так с Евросоюзом?
Персоны
Ожидания и реальность: 30 лет назад был подписан Договор о Европейском союзе. Но многие его положения так и остались лишь словами на бумаге. Что помешало европейцам создать действительно крепкий и взаимовыгодный альянс? Разбираемся в программе Сергея Корнеевского "Конфликт интересов".
КОРНЕЕВСКИЙ: Здравствуйте, в студии Сергей Корнеевский. На этой неделе свой юбилей отметил Евросоюз. Ровно 30 лет назад был подписан Маастрихтский договор, положивший начало этому объединению. Самому успешному в истории человечества, как считают некоторые наши эксперты. Или находящемуся в глубоком кризисе, как видят Евросоюз другие. Их довод: во многом навязанное извне искусственное расширение ЕС создавало и по-прежнему создает множество конфликтов интересов. Например, пока старые европейские члены отстаивают суверенитет ЕС, новые европейцы ориентируются на США. Пока Германия борется за "Северный поток 2", Польша всеми силами пытается остановить его запуск. В то время как Франция принимает беженцев, Венгрия обещает расстреливать их на границах. Таких противоречий множество и в политике, и в экономике, и в социальной сфере. И сегодня в программе мы детально разберемся, насколько едина Единая Европа.
Прежде чем стать Евросоюзом, это объединение прошло несколько этапов. Сначала был так называемый Общий рынок, потом европейские сообщества, а потом уже непосредственно ЕС. Евросоюз имеет три опоры: общая социально-финансовая политика (результатом которой стало появление евро), общая политика в сфере безопасности и обороны, а также общие гуманитарные права. И если мы посмотрим на каждую из этих областей, то заметим, что ни одна из них не пребывает в идеальном состоянии. Ну вот возьмем гуманитарную сферу. Например, в Люксембурге премьер-министр – представитель ЛГБТ, а в Польше принимаются законы против однополых отношений. Или вот социально-финансовая политика. Кризис зоны евро показал, насколько по-разному, совсем не едино развиваются экономики стран-членов Евросоюза.
Подробнее о Евросоюзе и его проблемах будем говорить с президентом Российской ассоциации евро-атлантического сотрудничества Татьяной Пархалиной. Татьяна Глебовна, здравствуйте.
ПАРХАЛИНА: Добрый день.
КОРНЕЕВСКИЙ: Татьяна Глебовна, когда создавался Евросоюз, какие представления о нем были у инициаторов этого объединения?
ПАРХАЛИНА: Вообще это политический проект, на мой взгляд, самый успешный в истории Европы, который берет начало где-то после войны. Вот отцы-основатели Шуман и Монне когда-то решили (кстати, сначала их объявили чуть ли не больными, ментально больными, а потом причислили к лику святых), вот основная цель этого проекта была – не допустить войны между основными европейскими государствами, прежде всего между Францией и Германией, Францией и Великобританией. Войны, которые генерировали, то есть конфликты, которые генерировали в течение столетий очень как бы кровопролитные войны на европейском континенте. Вот это главная цель этого политического проекта. Осуществлялся он через социально-экономические, скажем, социально-политические инструментарии. Вообще, на мой взгляд, вот то, что мы называем Евросоюз, и то, что сейчас называется Евросоюз и НАТО – это две стороны одной и той же медали: вот политическая интеграция в Европе. И это удалось между странами-участницами, между теми, кто не только заложил основы этого проекта, но и присоединился к этому проекту, вот эта главная цель получилась. А потом, как всегда бывает, к основной цели по ходу развития там прибавлялись иные цели.
КОРНЕЕВСКИЙ: Вот сейчас, спустя 30 лет (вы отметили, что к основным целям прибавлялись иные цели), и вот сейчас, спустя 30 лет после подписания договора, насколько далек реальный Евросоюз от того идеального образа, который закладывался?
ПАРХАЛИНА: Я не была знакома с Шуманом и Монне. На самом деле вот то, что мы имеем сейчас, это очень серьезный интеграционный комплекс, это прежде всего экономический игрок, глобальный экономический игрок.
Слушайте в аудиофайле