Уроки истории Честность, жестокость, проницательность: назначение Юровского главой охраны царя
Персоны
В этот день – 9 июля 1918 года – продолжил работу V Всероссийский съезд Советов, на котором присутствовали уже только одни большевики. Открытый мятеж левых эсеров был подавлен. Рано утром части Красной армии блокировали город Муром, где отряды эсеров Новчикова и Сахарова захватили было власть. Части красных латышских стрелков, матросы Балтийского флота и отряды красной гвардии, составленные из рабочих Иваново-Вознесенска, взяли в осаду Ярославль – наиболее мощный центр сопротивления большевикам. Здесь для достижения успеха потребовалось безжалостная артиллерийская бомбардировка города.
Многое было еще непонятно рядовому обывателю. Объявление об уходе Дзержинского с поста председателя ВЧК после странного эпизода с арестом его одним из отрядов чекистов, состоявших из левых эсеров, потом – быстрое загадочное освобождение. Это как? Да, конечно, латышские стрелки радовались назначению на этот пост своего вожака – Якова Петерса. Он будет возглавлять спецслужбу недолго – всего полтора месяца.
Кроме Петерса, в тот момент еще одно новое имя появилось на слуху – Иоаким Вацетис, подполковник царской армии, перешедший на сторону красных, командир Первой латышской дивизии. Вскоре он будет назначен командующим Восточным фронтом.
Многое из происходившего тогда было по умолчанию связано с судьбой царской семьи. Николай II в тот день оставил такую запись в дневнике: "Наша жизнь нисколько не изменилась при Юровском. Он приходит в спальню проверять целость печати на коробке и заглядывает в окно. Сегодня все утро исправляли электричество. Внутри дома на часах стоят новые латыши, а снаружи остались те же, частью – солдаты, частью – рабочие. По слухам, некоторые из "авдеев"2 сидят уже под арестом".
Поясним. Коробка – с фамильными драгоценностями, предусмотрительно – что называется, наперед – снятыми с их владельцев. Опечатывание – ритуал, призванный продемонстрировать соблюдение закона.
Главное – смена караула. Вместо Авдеева – Яков Юровский, тот, который возглавит кровавую бойню. Он, правда, в глазах императора ничем не отличается от своего предшественника. И это, в принципе, верная мысль. Юровский сменил Авдеева 4 июля просто потому, что последний "разложился, пьянствовал, воровал. Обращаясь к царю, называл его Николай Александрович". Это – свидетельства Юровского; он свои впечатления описывает недвусмысленно: "Вот картинка. Николай предлагает Авдееву папиросу. Тот берет, оба закуривают – это мне сразу показало установившуюся между ними "простоту нравов".
Предстоящая расправа над царской семьей покажет, что назначение Юровского руководителем охраны – ключевое звено в развитии всей драмы. Это императрице, Александре Федоровне, он показался человеком "вульгарным и неприятным", не более. На самом деле, Юровский был до щепетильности честен, безгранично жесток и довольно проницателен. Сочетание качеств, которое в итоге выстрелит, как револьверная пуля.