Уроки истории Ашхабадское восстание и гибель комиссара Полторацкого
Персоны
В этот день – 13 июля 1918 года – в Ашхабаде началось восстание против большевиков. Это было уже второе по счету вооруженное выступление против советской власти в Закаспийской области всего за месяц. Предыдущее – июньское – возмущение, инициаторами которого выступали железнодорожники, было довольно быстро подавлено отрядом интернационалистов – в основном бывших венгерских военнопленных. Они были присланы из Ташкента, а командовал ими комиссар Фролов. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".
Фролов провел перевыборы в местный Совет, усилил его большевиками, но ситуацию это не спасло. Социальной опоры у большевиков в Закаспии явно не хватало. Пролетариат был специфичен. Как мы уже отметили, работники депо, машинисты, железнодорожники – их политические симпатии, в большинстве своем, всегда были на стороне эсеров и меньшевиков.
Накануне в Совете депутатов Закаспия произошел переворот. Машинист Федор Фунтиков провозгласил создание Закаспийского временного правительства. Фактически это был еще один мятеж против большевиков, наравне с Ярославлем, Муромом, Самарой и вдогонку мятежу эсера Муравьева, командующего Восточным фронтом Красной армии.
Комиссар Фролов был убит. А на сторону мятежников стали переходить местные туркменские жители, изначально объединенные по принципу кровного родства в боеспособные вооруженные отряды. Это во многом обеспечило успех Ашхабадского восстания. Кроме того, обнаружилось, что в Ашхабад и Красноводск, на окраину бывшей империи, за полтора года революционной смуты съехалось немало бывших офицеров и вообще военнослужащих царской армии, которые в данной ситуации тоже стали активно сотрудничать с новой небольшевистской властью.
В общем, в отличие от центра России, эсеровский мятеж в Ашхабаде оказался успешным. Очередной отряд Красной армии, посланный из Ташкента для наведения порядка в составе 100 бойцов особого отряда во главе с комиссаром туркестанского Совнаркома Павлом Полторацким, был встречен на станции Мервь и остановлен. Это сделали наспех сколоченные в Ашхабаде и окрестностях отряды из 600 офицеров царской армии и полутора тысяч туркмен. Комиссар Полторацкий был арестован.
Судьба этого человека показательна для той страшной в своей непримиримости эпохи. Родом донской казак, он всецело принял революцию. Обладая ораторским и литературным талантом, стал ярким агитатором, пропагандистом. Поразительной эмоциональной силы письмо оставил Павел Полторацкий в ночь перед казнью: "Погибая от рук белой банды, я верю, что на смену мне придут новые товарищи, более сильные, более крепкие духом, которые будут вести начатое дело борьбы за полное раскрепощение рабочего класса от ига капитала. Никогда в истории никого еще не обманывали так ловко и так нагло, как рабочий класс. Не верьте, что наши враги борются с большевиками, но не с Советами. Такого быть не может".
Благодаря тому, что это предсмертное письмо сохранилось и получило огласку, трагическая гибель комиссара Полторацкого в годы Гражданской войны стала известным эпизодом, а фигура комиссара стала легендарной и символической, без преувеличения – наравне с фигурой Чапаева. Достаточно упомянуть, что после восстановления советской власти в Закаспийской области на протяжении 9 лет, с 1919 по 1927 годы столица Туркменистана – город Ашхабад – носила имя Павла Герасимовича Полторацкого, называлась Полторацком.