Уроки истории Поход генерала Кравса на Киев
Персоны
Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях FM».
Этот день 100 лет назад – 22 августа 1919 года – можно считать началом целой череды важных событий, которые привели, в конечном счете, к захвату Одессы и Киева Добровольческой армией Деникина.
Напомним предысторию. Весной 19-го советским украинским дивизиям удалось дойти до Одессы, заняв всю левобережную и центральную часть Украины. Войска Директории были оттеснены к реке Збруч. Туда же, но уже – с западной стороны, отходили части галицийской армии Западно-Украинской народной республики – ЗУНР. И тогда же на юго-востоке, в Донбассе, появились части белой армии Деникина. Добавим к этому серьезную активность со стороны самостийных повстанческих и партизанских отрядов и получим как минимум 4 стороны конфликта. Причем одна, представлявшая, собственно, Украину, была разделена надвое. Отношения между лидерами ЗУНР и УНР – Петрушевичем и Петлюрой – были, мягко говоря, натянутыми. Оба подозревали друг друга в подготовке заговора. Ситуацию в Галиции осложняло еще и присутствие там польских войск, теснивших украинцев. В результате Петлюра принял решение наступать на восток, на Киев, используя при этом – парадокс – в качестве основной боевой силы не свою, а Галицийскую армию. Белые, наступавшие на Киев со стороны Харькова, самым жестким образом заявили, что самостийной Украины не признают, потребовали от петлюровцов либо разойтись по домам, либо подчиниться приказам правительства Вооруженных сил Юга России.
В такой сложной, чреватой любыми неожиданностями, обстановке оказалась ударная группа украинских войск во главе с генералом Антоном Кравсом. 22 августа три его галицких корпуса и корпус сечевых стрельцов находились всего в 40 километрах от Киева с юго-западной стороны. Но одновременно с юга по обеим сторонам Днепра к Киеву двигалась группа войск белых под командованием генерала Бредова. Борьба с советской властью, с большевиками и для Петлюры, и для Деникина носила бескомпромиссный характер, но – теперь об этом приходится напоминать – возможность компромисса между белыми, чей политический лозунг был «Единая и неделимая Россия», и сторонниками украинской независимости в лице Петлюры и Петрушевича по мере продвижения к Киеву тоже приближалась к нулю.
Силы красных в тот момент были уже частично разбиты и окружены. Речь – о 45-й дивизии под командованием Якира, занимавшей Одессу. Коммуникации между Одессой и Киевом для красных были перерезаны. И, кстати говоря, в тот день белые начали подготовку к десантированию с моря в районе Одессы, то есть обстановка была критической, но, как мы уже отмечали, конфронтация между Деникиным и Петлюрой объективно играла на руку большевикам. Всего один пример. Делегация Украинской народной республики во главе с генералом Омельяновичем-Павленко была готова выехать на переговоры с белыми, но Деникин объявил, что скорее повесит Омельяновича-Павленко как бывшего генерала царской армии, нарушившего присягу, если тот объявится в ставке Добровольческой армии.
В результате наступавшие на Киев войска петлюровцев в самый решающий момент получили обезоруживающие указания – «безусловно, не поддаваться на враждебные акции. Предложить войскам Деникина не занимать селения и города, которые находятся в руках петлюровцев. Предложить белым освободить дороги, необходимые войскам УНР для прохода к Киеву». Понятно, что даже озвучить такие предложения было невозможно: деникинцы отказывались от переговоров вообще. Поэтому у генерала Антона Кравса оставался только один вариант действий – войти в Киев до того, как там появятся деникинцы, несмотря на отсутствие для этого необходимых сил.