Уроки истории Драма России состоит в великорусском сепаратизме
Персоны
В 1991 году в Беловежской Пуще руководители Белоруссии, Украины и России подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств - СНГ, денонсировав одновременно с этим договор 1922 года о создании Союза ССР. События прошлых лет Андрей Светенко обсуждал с главным научным сотрудником Института экономики Российской академии наук Александром Ципко и ректором Международного университета в Москве Сергеем Красавченко в студии радио "Вести ФМ".
Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Добрый день. Программа "Уроки истории". Поговорим о декабре 1991 года, о событиях 20-летней давности. О том, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще был денонсирован Союзный договор 1922 года руководителями Белоруссии, России и Украины. О том (что меньше всего вспоминают) , 21 декабря того же года в Алма-Ате к этому соглашению присоединились руководители еще восьми союзных республик СССР. А 25 декабря Михаил Горбачев покинул пост президента СССР. А события в середине месяца, когда фазовый переход был еще для многих не очевиден, очень интересны как нерв изменений, как то, что люди переживали слом эпохи, и многие из них вообще не отдавали себе в этом отчета. Наши собеседники сегодня: Александр Ципко - главный научный сотрудник Института экономики Российской академии наук, доктор философских наук. Александр Сергеевич, приветствую вас.
Ципко: Добрый день.
Светенко: И Сергей Красавченко - ректор Международного университета в Москве, в 1991 году член Президиума Верховного Совета Российской Федерации. Сергей Николаевич, здравствуйте.
Красавченко: Добрый день.
Светенко: Вы активные участники политического процесса и текущего, а уж тем более 20-летней давности, и вам есть что сказать. И, может быть, мы для начала напомним, что декабрь 1991 года, это было не начало событий, а некий его апогей и пик. Да, не так ли?
Ципко: На мой взгляд, это было завершение, и что-то изменить уже было невозможно. Я общался с Михаилом Сергеевичем постоянно в 1992, 1993 году, и часто мы возвращались к этой теме, по вечерам обычно. И я его мучил: "Михаил Сергеевич, ну ты скажи, а почему ты ничего не сделал, чтобы предотвратить Беловежское соглашение?"
Светенко: Я подхвачу. Никаких демонстраций в защиту Советского Союза не было, да?
Ципко: В защиту не было. Так вот, он и раньше уже ничего не мог. И он мне честно сказал, Михаил Сергеевич: Шапошников уже перешел на сторону Ельцина, и реально я уже своего министра обороны не контролировал. Кстати, Караулов мне подарил этот "Русский ад". И я не знаю, насколько точно, но он описывает абсолютно ту же самую ситуацию, каким образом Ельцин, в общем-то, уже подчинил себе. Поэтому, на мой взгляд, уже ничего изменить нельзя. Хотя (очень коротко) еще с 17 ноября, до беловежских соглашений, неожиданно приехал Назарбаев, тогда из Лондона он летел и вдруг захотел со мной встретиться. Мы сидели в доме приемов МИД, я помню, мы просидели с ним целый вечер, и он мне вот как свидетелю истории взволнованно говорил, что Ельцин убивает СССР, что грядет, он уже чувствовал, что грядет.
Красавченко: Александр Сергеевич, я прошу прощения...
Ципко: Я вам говорю факты, я ничего, я не комментирую.
Красавченко: Александр Сергеевич...
Ципко: Значит, я доведу до конца, вы уже говорите, что хотите.
Красавченко: Ну нет, я хотел бы узнать, что вы ели и пили с Назарбаевым, в смысле такие подробности.
Ципко: Алкоголь - нет. Но это очень важно, он все-таки субъект истории.
Красавченко: Нет, это столько подробностей, я думаю, что радиослушателям очень интересно, конечно.
Ципко: Да, но это очень важно. Очень важно, что по крайней мере еще 17 ноября в сознании Назарбаева еще была какая-то возможность. После, на мой взгляд, уже ничего нельзя было изменить.
Красавченко: Все меняется.
Светенко: Точно так же, как сейчас. Ностальгия, Сергей Николаевич, ностальгия об СССР у людей старшего возраста. Чуть ли не каждый первый сейчас жалеет. А тогда, когда это было, что же, в основном-то все это наблюдали?
Красавченко: Я прежде всего хотел бы сказать, что надо придерживаться действительно фактов. И история, она все равно выйдет и будет известна большинству наших граждан, читателей и слушателей. Поэтому ссылаться на отдельные фразы даже таких уважаемых лиц, как президента Назарбаев, и употреблять такие глаголы как "Ельцин убил", не убил... Я думаю, Александр Сергеевич, может быть, что-то произошло. Не мог Назарбаев с его дипломатичностью и интеллигентностью и его отношениями с Борисом Николаевичем Ельциным, которым я тоже был свидетель, добрым и конструктивным... И буквально перед тем, когда должен был быть подписан Союзный договор 20 августа, в конце июля была встреча Ельцина, Кравчука, Назарбаева и Шушкевича с Горбачевым, где договорились о том, чтобы ускорить процесс подписания. А до этого была встреча трех руководителей - Казахстана, России и Украины, где и было высказано мнение Горбачева относительно необходимых изменений в руководстве Союза.
Полностью слушайте в аудиоверсии.