Уроки истории Ёлка вернулась в Россию лишь в 1936 году
Персоны
Пётр Первый объявил 1 января Новым
годом, а также точно определил, как его подданные должны встречать его. Об этом
Андрей Светенко беседовал с директором Государственного архива Российской
Федерации Сергеем Мироненко в студии радио "Вести ФМ".
Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Здравствуйте. Последний в
этом году урок истории. Сегодня мы проведем его вместе с доктором исторических
наук, директором Государственного архива Российской Федерации Сергеем
Мироненко. Сергей Владимирович, приветствую вас. И хочется, конечно, и ждут,
наверное, от нас разговора про Новый год, как бы вот история историй Нового
года. Ну, понятно, что это все при Петре Первом у нас появилось, с 1700 года,
хотя мы уже вспоминали тут в прошлый раз, что долго приживалась традиция именно
встречи как таковой, чтобы бодрствовать в новогоднюю ночь.
Мироненко:
Петр Первый, который создал регулярное государство, не мог оставить, объявив 1
января Новым годом, он же следующим указом точно определил, как его подданные
должны этот Новый год встречать. И что обязательно, чтобы была елка, а если нет
елки, чтобы была сосна, а если нет сосны, то чтобы был можжевельник, и чтобы
факелы зажигали, и чтобы из маленьких пушечек стреляли, и чтобы все были
веселы, и так далее, и так далее, и так далее. Новый год в России действительно
не приживался, прижилось, конечно, Рождество. И главный праздник всегда был
Рождество - 25 декабря, которое предшествовало Новому году. Это только у нас
сейчас 7 января.
Светенко:
Ну, объясним, если кто так до сих пор и не разобрался. Потому что у нас по
старому календарю церковному...
Мироненко:
Юлианскому, да.
Светенко:
Юлианскому. Это то, что 7 января в нашей такой светской жизни - это 25 декабря
по тому календарю. А жить по двум календарям одновременно, вот мы тогда с
такими странностями-то и сталкиваемся, что у нас получается Рождество в
государственном измерении после Нового года, что совершенно абсурдно выглядит.
Мироненко:
И очень странно. Тут как-то все обсуждают Рождество, Новый год. И вдруг одна
девушка меня спрашивает: "Сергей Владимирович, а почему, если от Рождества
Христова, то почему Новый год не 25 декабря, а 1 января?" Ну, это я тоже
как-то сначала немножко запнулся, а потом понял: ведь это летоисчисление, то
есть год, какой год от Рождества. А Новый год - это другое, это с 1 января. И
всегда в истории России, Западной Европы 1 число... Было 1 сентября, было еще
до этого 1 июля, когда начинался и сельскохозяйственный цикл. Начало года или
его окончание связывалось с сельскохозяйственными работами.
Светенко:
Ну, все вот эти природно-климатические объяснения, они налицо, мы в них
углубляться не будем, потому что на самом деле и Пасхалии вычисляются по
весеннему равноденствию, и так далее. И поэтому эта разумность жизни, когда
люди всегда смотрели на небо, а не только тупо в землю, это вот как раз и
результаты этих, так сказать, мыслительных процессов. О таком все-таки более
частном измерении истории - Романовы и их вклад в российскую жизнь с точки
зрения быта, уклада, нравов. Ну, при Петре не приживалось еще, вот мы про это
поговорили, а потом-то так прижилось, что сейчас уже это такая традиция, что
никуда ее не деть!
Мироненко:
Что значит "прижилось"? Большевики пришли к власти, и сразу же
отменили и Рождество, и Новый год как праздники. И ведь елка вернулась только в
1936 году.
Светенко:
Причем, не ко времени она вернулась-то, рановато, потому что... Ну, там есть
свои объяснения, наверное, да?
Мироненко:
Вы знаете, я думаю, что это объясняется очень просто. Сталин достаточно хорошо
понял, что идеи Ленина и вообще всех большевиков в 1917 году, что революция в
России, отсталой достаточно стране, в одной победить не может, что и Ленин, и
Троцкий, и другие большевики думали о всемирной революции.
Полностью слушайте в аудиоверсии.