Уроки истории Заговор в Петрограде: «прохвост высшей марки» Люндеквист и его «хулиганы»
Персоны
Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
В этот день 100 лет назад – 11 декабря 1919 года – стали известны подробности ликвидации антисоветского заговора в Петрограде во время обороны города от войск генерала Юденича. Председатель комитета обороны Петрограда Григорий Зиновьев опубликовал в «Известях» отчет, в котором организатором заговора был назван «прохвост высшей марки Люндеквист», но окончательного решения о времени и месте выступления, и это Зиновьев признавал, «принято не было».
Так насколько всё было серьезно? Кто такой Владимир Люндеквист? Швед по национальности, полковник царской армии, служил в гвардии, на штабных должностях. После революции вел частную жизнь, но в феврале 19-го был мобилизован в Красную армию, назначен начальником штаба дивизии. Но доверия к нему не было. На имя Троцкого даже был послан рапорт, что Люндеквист »проникнут англофильством, а семья его – в Крыму». В итоге с фронта под Петроградом полковника отправили в военный лазарет в Петроград.
Но и как лидер готовящегося восстания Люндеквист себя тоже не оправдал. Он не решился отдать приказ о начале восстания 20 октября, когда войска Юденича максимально приблизились к городу на Неве. Косвенно эту нерешительность объясняют отзывы сослуживца еще по царской армии. Так, генерал Геруа утверждал: «Люндеквист был сравнительно тяжелодум и медлитель».
Между тем чекисты вышли на след полковника случайно и схватили его, когда тот попытался бежать из лазарета, выпрыгнув со второго этажа. С кем же лидер заговорщиков пытался, если пытался, начать восстание? Всего по этому делу были арестованы более 300 человек. Среди них был инженер Альбрехт, который на допросе признал, что искал по городу взрывчатые вещества для подрыва мостов, но не нашел. Он также сообщил, что жена Люндеквиста в конспиративных целях содержала маленькую лавочку «Люнар» на углу Бассейной и Надеждинской. Осенью 19-го в ней начали продавать сахарин, там всегда было людно. Зиновьев в своем отчете сразу подмечает: «Очевидно, это был один из штабов белогвардейской банды». Что ж, многое в обвинениях арестованных строилось на догадках.
Сами по себе они любопытны. Так, упоминается неназванный по имени некий «английский представитель». Он играл роль куратора. Цитирую показания инженера Альбрехта: «Этот представитель заявлял, что у него есть около ста человек в городе, которых он называл «мои хулиганы». А также небольшая группа китайцев, которые пойдут за любым, кто даст им больше спирта. И, наконец, есть небольшая группа вооруженной интеллигенции».
Уличные хулиганы из питерских подворотен, занесенные в город голодом и разрухой китайцы, «вооруженная интеллигенция»; добавить к этому еще одно признание Альбрехта, что он согласился на предложение английского агента занять должность начальника департамента полиции в Петрограде после его захвата Юденичем – и на ум придет сравнение с тайным заседанием «Союза меча и орала» под руководством Остапа Бендера.
В антисоветских настроениях и взглядах участников сомнений, конечно, нет, но насколько серьезно всё было? Оказывается, было. Заговорщики были проникнуты антисемитизмом. Цитирую отчет Зиновьева: «Сын Альбрехта в письме своему папаше признавался: «Когда Петроград будет захвачен, начнем бить жидов по всему городу». Это – уже другой разговор. Нельзя не согласиться с Зиновьевым: «Теперь все видят, как наивны и беспочвенны были метания представителей образованной буржуазии, ждавшей белогвардейских погромщиков. Они погибнут, а Советская власть победит».