Уроки истории Ленин и автомобили
Персоны
Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
В этот день 100 лет назад – 23 декабря 1919 года – Ленин написал письмо Григорию Зиновьеву, руководителю Петрограда. Коротенькое, но важное: «Кегрессов, говорят, можно у вас много сделать? Шофер Гусев (бывший в Питере от меня) берется за это. Согласны, чтобы я послал его в Питер сделать много Кегрессов? Привет. Ленин».
Что такое «кегресс»? Технический термин? Иностранная фамилия? И то, и другое. Адольф Кегресс, французский автомобильный инженер, механик и изобретатель. С 1904 года он служил механиком в императорском гараже. Предложил конструкцию автосаней, на полугусеничном ходу. В 1913-м Российское автомобильное общество объявило конкурс, в котором участвовали три модели: сани с пропеллером графа де Лессела, аэросани Игоря Сикорского и автосани Кегресса. Они-то и показали лучший результат. Кегресс получил патент на «автомобиль-сани, движущиеся посредством бесконечных ремней с наземными роликами». То есть «кегресс», о котором ведет речь Ленин – гусеничный движитель, который можно было устанавливать на автомобили вместо задних колес.
Во время Первой мировой войны Кегресс работал над полугусеничным бронеавтомобилем для русской армии. Параллельно был принят план изготовления на Путиловском заводе 145 «кегрессов». После революции изобретатель уехал на родину, во Францию. А без него возобновить производство не удалось. Упомянутый Лениным шофер Гусев (в тот момент уже заведующий мастерскими автобазы Совнаркома) действительно прибыл в Петроград, но всего лишь «для получения четырёх автомобилей». Дело ограничилось изготовлением машин только для вождей. Собственно, это и имел виду Ленин в своем письме Зиновьеву.
Вообще, тема «Ленин и автомобили» любопытна. В 1909 году, будучи в эмиграции, во Франции, Ленин попал в ДТП. Он ехал на велосипеде и угодил под Rolls-Royce Silver Ghost – «Себеряный призрак». Пожалуй, одна из самых престижных моделей. Ленину тогда удалось отсудить компенсацию за поврежденный велосипед. После свержения монархии большевики воспользовались автопарком бывших хозяев страны. Ленину досталась французская Turcat-Mery 1915 года выпуска. Но эту машину летом 17-го угнали прямо со двора Смольного, где располагался штаб Советов. Машину обнаружили на финской границе и вернули. Такая вот деталь. Милиция Временного правительства, оказывается, сложа руки не сидела.
После взятия власти Ленин пересел на Delaunay-Belleville, тоже французскую машину, и тоже – из гаража Николая II. На ней он в первые дни 18 года попал под обстрел, возвращаясь в Петрограде с очередного митинга. Никто не пострадал, кроме самой машины. Переехав в Москву, Ленин стал ездить на Renault 40 CV. Рядом с этой машиной произошло самое знаменитое покушение на вождя пролетариата – на заводе Михельсона, где в Ленина стреляла Фанни Каплан. А самое странное дорожное приключение случилось с Лениным 6 января 1919 года. Он возвращался на машине в сопровождении секретаря – Бонч-Бруевича, одного охранника и водителя из Сокольников, где на загородной даче отдыхала и лечилась тогда Надежда Константиновна Крупская. На Стромынке машину остановили вооруженные люди. Высадили всех на улицу, а сами сели и уехали. Это не было покушение – элементарный разбой. Совершила его знаменитая в Москве банда Якова Кошелькова. Этого «Кошелька» ловили долго, только летом 19-го удалось его обезвредить.
Последняя машина Ленина была той самой марки – Rolls-Royce Silver Ghost, оснащенный «кегрессом». Автосани. На них удобно было ездить зимой. Эта машина выставлена теперь в экспозиции музея Ленина в Горках.