Уроки истории Откуда пошла Дорога жизни

24 ноября 2021, 06:43

Персоны

Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".

В этот день в 1941 году в сводках Совинформбюро впервые прозвучало название безвестной доселе деревушки Кобоны, расположенной вдали от фронта – на восточном берегу Ладожского озера.

Именно в этом месте начиналась знаменитая Дорога жизни, связавшая Большую землю с блокадным Ленинградом. Строго говоря, город на Неве оказался не в полном кольце окружения. С севера – финской армии, а с юга – немецкой, на востоке лежало Ладожское озеро, тяжелый нрав которого был известен издавна. Судоходства на озере практически не велось. Наши предки, наоборот, на протяжении веков строили обходные пути для перевозок, в обход Ладоги. Пристаней и причалов на озере практически не было. Поэтому спешно налаженные еще в сентябре речные перевозки продовольствия и грузов в Ленинград и эвакуация населения из города – за малым количеством барж и прочих судов – оказались крайне невелики.

А вот после того, как ударили морозы – зима 1941 в этом смысле помогла, оказалась ранней и очень суровой, – появилась возможность наладить автомобильные и гужевые перевозки. Кстати, первый транспортный обоз состоял из 350 саней, командовал им старший лейтенант Муров. А 23 ноября в Ленинград из Кобоны ушла первая колонна из 60 автомашин с прицепленными к каждой санями. На следующий день она вернулась с первой партией эвакуируемых. В основном это были дети.

Конечно, такой ледовый путь был небезопасен. Во-первых, для прохождения грузовика с тонной груза через озеро по льду толщина этого льда по всей трассе должна была быть не меньше 20 сантиметров. Лёд такой толщины был только в Шлиссельбургской губе, а в среднем по трассе толщина льда – 10 сантиметров. Во-вторых, выяснилось, что "ледяной мост" таит в себе губительную опасность резонанса. Бывали случаи, когда после тяжелого грузовика идущая вслед по тому же пути лёгкая машина с людьми могла провалиться под лёд. С этим можно было бороться, только соблюдая строгий скоростной режим и соответствующую дистанцию.

Всего за первую блокадную зиму по Дороге жизни в осажденный город будут перевезены 360 тысяч тонн грузов, в том числе 240 тысяч продовольствия. Перед новым 1942 годом, благодаря перевозкам по Дороге жизни, нормы выдачи хлеба по карточкам были увеличены на 100 граммов в день для рабочих и на 75 граммов – для служащих, а также детей и иждивенцев. Много это или мало? Конечно, мало. Но в ситуации, когда каждый лишний кусок хлеба дарил надежду на то, чтобы прожить еще хотя бы день, этой прибавке не было цены.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация