Уроки истории "Украинцев ждёт беда, русских – тем более": итоги референдума о независимости в УССР
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".
В этот день 30 лет назад – 2 декабря 1991 года – в центре общественного внимания были результаты референдума, проведенного накануне в Украинской ССР. Подавляющее большинство проголосовало за независимость и суверенитет Украины, что фактически означало выход республики из состава Союза. Впрочем, такое важнейшее решение требовало какой-то отдельной дополнительной процедуры. Многое зависело от украинского руководства, которое в тот момент укрепило свою легитимность.
Одновременно с референдумом состоялись первые выборы президента Украины. Победу в первом же туре одержал глава парламента республики Леонид Кравчук, в недавнем прошлом – видный партийный работник, член ЦК КПСС.
Газета "Известия" в тот день под заголовком "Украина выбрала независимость" писала: "Борьба за исход референдума и выборов президента велась в республике до последней минуты. В субботу вечером тема плебисцита получила неожиданный поворот. По украинскому телевидению выступил председатель Верховного Совета Леонид Кравчук. Он заявил, что на Украину оказывается беспрецедентное политическое давление и экономический шантаж. Прямо обвинил президента СССР Михаила Горбачева в превышении власти, указав, что ему (Горбачеву) никто не поручал говорить ни от имени украинского народа, ни от имени парламента Украины... Сегодня утром", – продолжали "Известия", – "встретившись с иностранными наблюдателями, присутствовавшими на выборах президента, Кравчук заявил: "Родилась новая Украина. 90 процентов граждан республики, участвовавших в референдуме, сказали "да" независимости. Нет региона, который бы не поддержал акт о "незалежности". Это – большое событие для народов республики и всего мира..."
Любопытный комментарий к происходившему сделал в те дни в своем дневнике помощник президента СССР Анатолий Черняев: "Горбачев поручил мне составить обращение для прессы, велел написать: независимость – у всех, но не все ее превращают в оружие против Союза... Украинцев ждет беда – и тех, кто там живет, и тех, кто разбросан по стране... Русских – тем более... Границы, ядерное оружие – словом, тревога, предупреждения, перечень последствий... Утром отдал ему текст, но он (Горбачев) так и не определился, публиковать ли..."
И еще одна показательная запись Черняева: "Горбачев вечером говорил по телефону с Ельциным, уговаривал встретиться вместе с Кравчуком, с Назарбаевым. Ельцин не соглашался – все равно ничего не выйдет. Украина независимая. "А ты, Россия?" – спрашивал Михаил Сергеевич. – "Я – что! Я – Россия", – отвечал Ельцин. – "Обойдемся. Ничего с Союзом уже не выйдет, вот если вернуться к идее четверного Союза – Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан". – "А мне где там место?" – спрашивал Горбачев. – "Если так, то я ухожу..." – "Да как же без вас!" – игриво уговаривал Ельцин. – "Ничего... Вы оставайтесь".