Уроки истории "Отступление планомерное и под контролем": о взятии Москвы вермахт уже не помышлял
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".
В этот день в 1941 году в контрнаступление под Москвой перешли части 30-й армии, которой командовал генерал Лелюшенко.
В своих мемуарах Дмитрий Данилович так описывает события этого дня: "На рассвете мороз достиг 30 градусов, кругом расстилалась белая пелена, ветви деревьев были покрыты снегом. Сразу же после полуночи, уплотнив боевые порядки, наша армия всеми силами ринулась в бой. Уже через 2 часа стрелковый полк полковника Решетова, поддержанный артполком майора Бесединского, ворвался в Клин с северо-востока. А в конце дня, около 22 часов, на южную окраину города проникли кавалеристы из дивизии полковника Чудесова".
Между тем дневниковые записи начальника генштаба вермахта Гальдера, сделанные в тот день, с одной стороны, проникнуты относительным спокойствием, но выводы, к которым приходит немецкий генерал, все-таки были неутешительны: "В целом ситуация на фронте 4-й армии из группы "Центр" опасения не вызывает. У Клина обстановка стабилизируется. У Калинина ведутся бои с переменным успехом. Третья танковая группа понесла большие потери в материальной части. То же можно сказать и обо всей армии. На новый рубеж мы выходим с ослабленными войсками. Сомнительно, чтобы в случае серьезного наступления противника нам удалось бы удержать этот новый рубеж".
Очевидно, немецкое командование рассчитывало, что по итогам первой недели наступления Красной армии ее ресурс в значительной степени исчерпан. Иначе трудно объяснить, почему Гальдер успокаивает сам себя: "На северном и центральном участках обстановка несколько улучшилась, а Гудериан на южном фланге, по-видимому, крепко держит в руках свою танковую группу и постепенно отводит ее назад". Ведь, с другой стороны, Гальдер педантично фиксирует цифру безвозвратных потерь, которую он вел с первого дня войны: "Потери вермахта с 22 июня по 10 декабря – 775 078 человек".
"Цена спокойствия", "отступление планомерное и под контролем" – эти самоуспокоительные определения опровергает запись в дневнике генерала Гудериана, на которого Гальдер так рассчитывал: "14 декабря прибыл в город Рославль. Фельдмаршал фон Браухич отдал приказ моей и соседней армиям удерживать рубеж перед Курском, Орлом, Плавском и Алексиным, в крайнем случае, по реке Оке".
Само по себе перечисление географических пунктов указывает на то, что о взятии Москвы противник в середине декабря 1941 уже не помышлял. Более того, к 14 декабря части 49-й армии генерала Захаркина очистили от войск противника восточный берег Оки и освободили город Алексин. Еще одним знаковым событием этого дня стало освобождение от немецко-фашистских захватчиков Ясной Поляны, усадьбы великого писателя Льва Толстого.