Уроки истории "Как делить армию – по-честному или по справедливости?"
Персоны
Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".
В тот день в Минске прошел второй раунд переговоров на уровне глав государств, на которых должны были быть определены механизмы функционирования СНГ, решены вопросы совместного ведения – в первую очередь, будущее Вооруженных сил. Но, как писала "Независимая газета", "Второй раунд в Минске – ясности не больше, чем после первого".
В самом деле, участники встречи решили, что у Содружества не будет Устава, что будут созданы всего лишь 2 органа, и то – сугубо координационных: Совет глав государств и Совет глав правительств. И что, возможно, их деятельность будет в будущем как-то регламентирована.
Что касается военных вопросов, то удалось договориться лишь о создании объединенного командования ядерными силами, что в тот момент напрямую касалось только четырех государств – России, Белоруссии, Украины и Казахстана, на территории которых располагались соответствующие силы и инфраструктура. Вопрос о едином командном центре для руководства обычными вооружениями и войсками фактически повис в воздухе.
На предстоящие 2 месяца временно обязанности Верховного главнокомандующего были оставлены за министром обороны России – маршалом Шапошниковым. Между тем Вооруженные силы оставались последним социальным институтом, олицетворявшим единство страны, если говорить об ушедшем Союзе. И многие, особенно скептики, в тот момент серьезно рассчитывали, что военная корпорация проявит солидарность и повлияет на дальнейший ход событий. Проще говоря, пресечет процессы дальнейшей дезинтеграции. Однако, как покажет самое ближайшее время, на специально собранном всеофицерском собрании Вооруженных сил в Москве в начале 1992 года преодолеть центробежные тенденции не удастся.
Показательно, что этой теме "Независимая газета" в тот день тоже уделила внимание. В статье под характерным заголовком "Как делить армию – по-честному или по справедливости?" говорилось: "На данный момент выясняется, что хотя все государства-участники СНГ подтверждают свое законное право на создание собственных Вооруженных сил, только три из них – Украина, Молдова и Азербайджан – настаивают на немедленном создании собственной армии. Остальные согласны передать причитающуюся им долю в общем наследстве под объединенное командование".
Ну и, конечно, накануне Нового года не было недостатка в благих пожеланиях и прогнозах. "1992 будет счастливее 1991" – все газеты пестрели заголовками подобного рода. На этом фоне конкретика, особенно касающаяся экономики, финансов выглядела куда более прозаично: "110 рублей за доллар готов давать Центробанк России" (это о решении с января 1992 года ввести новый курс валюты). Для справки: тысяча рублей в месяц даже в Москве считалась очень хорошей зарплатой.